Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ

Речевой тренинг на тему «Красивая речь педагогов, как качество эффективной профессиональной деятельности»

Составитель тренинга: старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 с.Заветное – Уколова Нелли Валерьевна


Количество встреч: 2
Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

1. Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)
2.
Объяснение цели и задач тренинга.
В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3. «Знакомство с понятием «Техника речи»
Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.
4.
Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.
Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.
Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!
Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.
Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
2.Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.
Упражнение 2
-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору): злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение. Выбрать «чемпиона группы»
Упражнение 3
Разные чувства (по вашему выбору) продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов. Сумеют ли ваши товарищи угадать, что вы изображали?
Упражнение 4
Определите правильную постановку ударения в словах: торты, позвонишь, досуг, договор, каталог, камбала, кухонный, взяла, дала, брала, досуг, жалюзи, мелисса, партер, диспансер, инсульт, оптовый.
ТОрты», а не «тортЫ», «позвонИшь», а не «позвОнишь», «досУг», а не «дОсуг», «договОр», а не «дОговор», «КаталОг», а не «катАлог», «кАмбала», а не «камбалА», «кУхонный», а не «кухОнный», «взялА», а не «взЯла», «далА», а не «дАла», «бралА», а не «брАла», «жалюзИ», а не «жАлюзи», «мелИсса» а не «мелиссА», «партЕр» а не «пАртер», «диспансЕр», а не «диспАнсер», «инсУльт» а не «Инсульт», «оптОвый», а не «Оптовый».
Упражнение 5 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.
Упражнение 6
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 7 «Мой цвет»
- Расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему? (Рассказ короткий)
Упражнение 8 «Выбросьте свои проблемы»

Ролевая игра
Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.
Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.
Упражнение 9 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 10 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, руководителя. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 11 «Комплимент»
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.
Упражнение 12 «Речь – сенсация»
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 13
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п»

гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ды – ды – ды – ды - дытт!
Упражнение 15
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 16
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Заключительная часть тренинга


После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»

Упражнение «Солнце»

Цель - показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Материалы : детские рисунки на тему «Злой человек», 3-4 листа ватмана; маркеры и краски (для каждого участника).

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей - со стажем работы 20-25 лет, вторая группа - со стажем 10-15 лет, третья группа - молодые специалисты.

Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы - дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что...»

Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20-25 лет.) Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

Помните, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование иностранных слов, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Совершенствование своей речи - задача каждого из нас.

Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации педагогам ДОУ, которые позволят им более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

В конце встречи ведущая раздает памятки - рекомендации соблюдения правил хорошей речи.

Упражнение 5 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.
Упражнение 6
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 7 «Мой цвет»
-Расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему? (Рассказ короткий)
Упражнение 8 «Выбросьте свои проблемы». Ролевая игра
Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.
Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.
Упражнение 9 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 10 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 11 «Комплимент»
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.
Упражнение 12
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 13
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
Упражнение 15
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 16
Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Из опыта работы логопеда. Речевой тренинг на тему «Магия красивой речи»


Количество встреч: 2
Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

1. Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)
2. Объяснение цели и задач тренинга.
-В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3.«Знакомство с понятием «Техника речи»
Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.
4. Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.
Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.
Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!
Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.
Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
2.Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.
Упражнение 2
-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору):злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение. Выбрать «чемпиона группы»
Упражнение 3
Разные чувства (по вашему выбору) продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов. Сумеют ли ваши товарищи угадать, что вы изображали?
Упражнение 4
Определите правильную постановку ударения в словах: торты, позвонишь, досуг, договор, каталог, камбала, кухонный, взяла, дала, брала, досуг, жалюзи, мелисса, партер, диспансер, инсульт, оптовый.
ТОрты», а не «тортЫ», «позвонИшь», а не «позвОнишь», «досУг», а не «дОсуг», «договОр», а не «дОговор», «КаталОг», а не «катАлог», «кАмбала», а не «камбалА», «кУхонный», а не «кухОнный», «взялА», а не «взЯла», «далА», а не «дАла», «бралА», а не «брАла» , «жалюзИ», а не «жАлюзи», «мелИсса» а не «мелиссА», «партЕр» а не «пАртер», «диспансЕр», а не «диспАнсер», «инсУльт» а не «Инсульт», «оптОвый», а не «Оптовый».

Упражнение 5 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.
Упражнение 6
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 7 «Мой цвет»
-Расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему? (Рассказ короткий)
Упражнение 8 «Выбросьте свои проблемы». Ролевая игра
Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.
Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.
Упражнение 9 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 10 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 11 «Комплимент»
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.
Упражнение 12
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 13
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
Упражнение 15
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 16
Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Конспект по

психологическому тренингу по развитию речи

Для педагогов

МБДОУ « СОЛНЫШКО»

Воспитатель Ильясова Э.И.

Речевой тренинг на тему «Наша красивая речь»

Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;

знакомство и овладение речевой техникой;
- настроится на положительный общение в группе;
Оборудование: карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

    Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)


2. Объяснение цели и задач тренинга.
-В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3. «Знакомство с понятием «Техника речи» Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.


4. Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.

Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.

Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:

Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!

Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.

Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.


1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).


2.Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.


И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.


3. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.

Упражнение 2


-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору):злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение. Выбрать «чемпиона группы»

Упражнение 3
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым». (приготовить мешочек с буквами)

Упражнение 4 «Мой цвет»

- Выберите цвет и расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета? (Рассказ короткий) – из мешочка достаётся любой цвет.

Упражнение 5 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:

Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?


– Прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. (Задание слушателям). Всегда ли голос соответствовал заданному тону?

Упражнение 6 «Комплимент»
Участникам даётся несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов. (поощрение – медальки)

Упражнение 7
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.

Упражнение 8
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Упражнение 9
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.


На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.


Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!


Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан


Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.

Заключительная часть тренинга

Трудно переоценить роль юмора в публичном выступлении. Он уместен в любой аудитории. Удачно преподнесенные шутки хорошо запоминаются, повышают интерес к речи и личности оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Во время выступления с помощью уместной шутки можно противостоять коммуникативной агрессии, нередкой в недоброжелательно настроенной аудитории.

Существуют разнообразные оттенки смешного: юмор, сатира, ирония, сарказм. Согласно определению философа Ю. Борева, юмор и сатира - ото противоположные полюсы смеха, между которыми лежит целый мир оттенков комического. Юмор - смех дружелюбный, хотя и не беззубый, он как бы призывает не к разрушению явления, а к его совершенствованию. Сатира, в противоположность юмору, начисто отрицает явление и призывает к его уничтожению. Ирония - это особая форма эмоциональной критики, при которой за внешне положительной оценкой скрыта острая насмешка. Сарказм - наивысшая степень иронии, это ирония сатирической направленности, изобличающая идейного противника.

Еще Квинтилиан выделил шесть причин, вызывающих улыбку и смех: изысканность, грациозность, пикантность, шутка, острота, добродушное подтрунивание.

Основную функцию шутливой речи отметил основоположник учения об ораторе и ораторском искусстве Цицерон: "Оживляй речь юмором, тогда удержишь внимание слушателей". В юморе проявляются уровень культуры говорящего, особенности его возраста, социального статуса и уровня образования. Юмор позволяет человеку дистанцироваться от обсуждаемой проблемы, благодаря чему говорящий может обрести контроль как над аудиторией, так и над собой.

Если оратор - человек остроумный, обладающий способностью не только воспринимать и находить смешное в окружающей обстановке и поведении людей, но и создавать комическое, то его шансы завоевать аудиторию увеличиваются. Остроумие отражает особый склад ума. Как утверждают современные психологи, это особое свойство мышления, в котором можно выделить два основных компонента - способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной остроты.

Мастером шутки, остроумного примера, иронического оборота был замечательный лектор, историк В. О. Ключевский. Любопытно, что этот признанный острослов, чьи изречения ходили по всей России, готовил свои "экспромты" в тиши кабинета, аккуратно их записывал и даже нумеровал, а затем как бы невзначай вставлял в речь.

Известный актер и один из самых знаменитых рассказчиков XX в. Юрий Никулин в книге "Почти серьезно" признается, что он не умел выступать публично, но всегда любил рассказывать анекдоты. И о чем бы ему ни приходилось говорить, он обязательно "украшал" рассказ анекдотом. Этот прием всегда имел позитивный коммуникативный эффект, позволяющий расположить собеседника к себе и убедить в чем угодно. Комический эффект окажется более действенным, если будет неожиданным для слушателей. Именно неожиданность и непредсказуемость финала и вызывает смех. И даже старый и всем известный анекдот, вставленный в речь к месту, слушают с интересом и воспринимают как полноправный аргумент, позволяющий склонить аудиторию к тому или иному мнению.

Юмор - это способ расположить к себе слушателей. Под воздействием юмора у слушающего меняется восприятие действительности и, как следствие, происходит настройка на говорящего, способного рассмешить, вызвать позитивные эмоции. Смех как физиологическая реакция развивает память, ироничный пример делает мысль более запоминающейся. Смех может оцениваться не только как проявление веселья и радости, но и как способ разрядки эмоционального напряжения, усталости. Будучи свойством психики, чувство юмора всегда социально обусловлено и направлено: разная аудитория по-разному воспринимает одни и те же явления. То, что является смешным для одних, может оставить равнодушными других или даже вызвать у них раздражение. И это следует учитывать: главное, как говорят французы, иметь смеющихся на своей стороне.

Юмор помогает говорящему перестроить отношение слушателей к происходящему. Смешные истории, шутки, иллюстрирующие материал выступления, запоминаются лучше. Юмор имеет большое значение для усвоения слушателями покой, актуальной информации.

При этом важно помнить, что вызвать смех в аудитории - не значит добиться успеха. Не стоит строить выступление целиком в юмористическом ключе: чрезмерное использование юмора может раздражать аудиторию. Следует также иметь в виду, что есть случаи, не предполагающие использование юмора. Русская пословица подсказывает оратору: "Горечи сердца не усладишь улыбкой". Есть скорбные, трагические темы, которые отвергают возможность использования в выступлении шуток и острот. Не рекомендуется шутить над тем, что противопоставляет оратора и слушателей. Так, мужчина-лектор, подшучивающий над слабым полом, в женской аудитории не добьется успеха и, скорее всего, будет восприниматься агрессивно. Из публичной речи следует исключить ироничные высказывания, затрагивающие чувство национального достоинства слушателей.

Юмор в устном выступлении может появляться в различных формах - это могут быть каламбуры, остроты, шутливые афоризмы, ироничные замечания, веселые истории и анекдоты. Можно позаимствовать шутливые высказывания у великих острословов: Козьмы Пруткова, Аркадия Аверченко, Саши Черного, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Фаины Раневской, Марка Твена, Ежи Леца и др.

Уместность - основное условие эффективности юмора. Уместны и, как правило, эффективны шутки оратора в свой адрес - это всегда располагает аудиторию. Использование шутки - лучший способ подавления враждебных выпадов против оратора. Если в ответ на агрессивный вопрос или замечание выступающий сумел отшутиться - победа за ним. Вольтер точно заметил: "Что сделалось смешным, не может быть опасным". Известен пример из опыта общения со слушателями поэта В. В. Маяковского. Выступая на диспуте в Политехническом институте, Маяковский говорил о пролетарском интернационализме:

- Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином...

Из зала прозвучал задиристый вопрос:

- А среди дураков?

Поэт не растерялся и ответил:

- А среди дураков я впервые.

Зал разразился смехом и аплодисментами.

Цитаты, намеки, языковая игра - основные средства выражения иронии. Следует помнить, что ироническое употребление слова или выражения становится понятным только при наличии соответствующей интонации (любое слово, произнесенное с иронической интонацией, может приобрести противоположный смысл), а также нередко мимики и жеста, которые подчеркивают скрытый смысл высказывания.

Следует помнить, что ирония может становиться и средством речевой агрессии (см. гл. 13). Злая насмешка, сарказм в публичном выступлении препятствуют установлению доброжелательных отношений между оратором и аудиторией. Агрессивное подавление слушателей не позволяет выступающему достичь поставленной цели. В то же время самоирония всегда является действенным способом установления контакта с аудиторией. Человек, готовый посмеяться над собой, вызывает симпатию и пользуется большим авторитетом, чем тот, кто не приемлет сомнений в своей правоте.

Существует несколько запретов, которые не следует нарушать при обращении к смешным историям в аудитории:

  • - не рекомендуется рассказывать те шутки и анекдоты, которые плохо знаете или неотчетливо помните;
  • - не следует использовать шутки, которые не будут понятны и приятны всем присутствующим;
  • - если шутка оказалась не понята аудиторией, во избежание возможной коммуникативной неудачи следует сделать необходимую оговорку;
  • - не следует шутить только ради шутки, юмористическое отступление должно не просто относиться к теме выступления, но и развивать ее;
  • - никогда не следует затягивать юмористический рассказ;
  • - не следует смеяться над собственными остротами или делать после шутки длительные паузы, ожидая смех или аплодисменты.

Смех вызывает намеренно создаваемая оратором "стилистическая несовместимость", например нарочитая торжественность в разговоре о мелочах. Подобным приемом в свое время воспользовался знаменитый русский адвокат Ф. Н. Плевако, защищая в суде старушку, укравшую копеечный чайник. Отвечая прокурору, закончившему обвинительную речь словами о незыблемости права собственности, Плевако сказал: "Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно!" Убийственная ирония победила формально-юридическую логику прокурора, и старушка была оправдана.

Специалисты в области юмора выделяют несколько формальных приемов создания комического в публичном выступлении (классификация А. Н. Лука).

  • 1. Глубокомысленная пауза - это умение в нужном месте разорвать фразу или остановиться перед предложением, которое создаст кульминацию рассказа. Так, Г. Гейне, отвечая на вопрос, красива ли госпожа Н., сказал, что она похожа на Венеру Милосскую, добавив после паузы: "Так же стара и так же беззуба".
  • 2. Ложное противопоставление основывается па том, что заключительная часть высказывания формально противоречит началу, хотя на самом деле усиливает его. Смех в этом случае - реакция на обманутое ожидание. Примером может служить фраза Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев": "Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит".
  • 3. Ложное усиление. Прием ложного усиления состоит в том, что заключительная часть высказывания формально усиливает начальную, а по сути полностью отвергает или опровергает ее. Здесь, как и в случае ложного противопоставления, комизм возникает благодаря обманутому ожиданию. У Дж. К. Джерома есть такая шуточная фраза:

"Все имеет свои теневые стороны, как сказал муж, у которого умерла теща, когда у него потребовали денег на похороны".

  • 4. Доведение до абсурда. Прием строится на том, что мысль собеседника в принципе принимается, а затем уничтожается с помощью какого-то добавления или оговорки. Абсурдность высказывания возникает в результате возникновения нелепой ситуации, которая противоречит жизненному опыту и повседневному смыслу. "Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо" (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
  • 5. Остроумие нелепости строится на выводе, который вовсе не вытекает из обстоятельств, на бессмысленной детализации какого-либо явления или процесса, на нарушении логической последовательности. Ср. знаменитую фразу Марка Твена: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены".
  • 6. Смешение стилей. В основе этого приема несоответствие стиля и содержания речи или стиля высказывания и обстановки, в которой оно делается. Подобный прием создания комического особенно популярен при различного рода переложениях, например режиссер М. Розовский так переложил на жаргоне стиляг завязку небезызвестной сказки: "Волк, со страшной силой хиляя по лесу, встретил чувиху в потрясной красной шапочке".
  • 7. Псевдоглубокомыслие. Этот прием используется для выражения тривиальных мыслей с помощью сложных грамматических построений или заумных выражений. Ср. афоризм Козьмы Пруткова: "Мне в размышлении глубоком / Сказал однажды Лязимах: / Что зрячий зрит здоровым оком, / Слепой не видит и в очках".
  • 8. Намек. Воздействие приема достигается за счет умолчания или намека на какое-нибудь невысказанное слово или действие. Так, в одном из романов Э. Казакевича есть такая фраза: "Идите вы к... и он назвал весьма популярный в России адрес".
  • 9. Ирония. Ирония построена на противопоставлении смысла и формы. За положительной оценкой происходящего скрыто резко отрицательное отношение к нему. Например, в афоризмах К. Пруткова: "Только в государственной службе познаешь истину" или "При виде исправной амуниции как презренны все конституции".
  • 10. Сравнение по неявному признаку. Прием сравнивания по неявному (случайному) признаку остроумен при выявлении неожиданных свойств в предметах, с которыми проводят аналогию. Так, характеризуя Ноздрева, Н. В. Гоголь, между прочим, замечает, что на ярмарке Ноздрев покупал: "...хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду..." Нетрудно заметить, что комическое строится на составлении ряда из различных, несопоставимых предметов, соединенных по случайному признаку.
  • 11. Повторение как прием остроумия. Этот необычный прием построен на многократном повторении одного и того же слова или одной и той же фразы. Слово (фраза) произносится с различными интонациями, а иногда с изменением ударения (ударений). На этом приеме построен фрагмент знаменитого диалога дамы, приятной во всех отношениях, и просто приятной дамы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души":

Здесь просто приятная дама объяснила, что это отнюдь не пестро, и вскрикнула...

  • - Да, поздравляю вас: оборок более не носят.
  • - Как не носят?
  • - На место их фестончики.
  • - Ах, это нехорошо, фестончики!
  • - Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, энолетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
  • - Нехорошо, Софья Ивановна, если все фестончики.
  • 12. Двойное истолкование. Двойное (множественное) истолкование слов, часто совершенно неожиданное, вызывает смех. На этом приеме часто строится каламбур, например: "Шел дождь и два студента, один в университет, другой в галошах".
  • 13. Парадокс и парадоксальная ситуация. Есть привычные выражения, незначительное, по неожиданное изменение которых меняет смысл сказанного, создавая комический, а в некоторых случаях и философский эффект. Мастером парадокса был английский писатель О. Уайльд: "Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать", "Единственный способ отделаться от искушения - это поддаться ему", "Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться".
  • 14. Искусство смеха предполагает не только владение различными приемами остроумия, но и умение донести шутку или острое слово до аудитории. Марк Твен как-то вспоминал, что один из его юмористических рассказов почему-то вызывал самую различную реакцию в разных случаях. Оказалось, все зависело от размера паузы перед последней фразой рассказа. Если пауза выдерживалась точно, публика разражалась гомерическим хохотом. Если же пауза оказывалась длинной, рассказчику не удавалось добиться и подобия улыбки на лицах слушателей.

Еще раз следует подчеркнуть, что, пользуясь в речи таким действенным орудием, как смех, очень важно также соблюдать чувство меры. Злоупотребление шуткой, обращение к "устаревшим" остротам может вызвать лишь досаду аудитории.