Гражданским кодексом РФ для коммерческих организаций установлено право учреждать филиалы и представительства. Реализация данного права позволяет территориально расширить сферу деятельности предприятия и его увеличить прибыль. Поэтому любое расширение бизнеса всегда связывается с формированием новых структурных единиц.

Понятие филиала и представительства, основные положения их деятельности содержится в ГК РФ. Однако более полно их структура, порядок учреждения и деятельность устанавливается в уставе и учредительном договоре организации.

По сути, оба этих структурных подразделения выполняют сходные задачи, их структура также похожа, однако законодательное разграничение проведено не случайно.

Общая характеристика филиала

Под филиалом понимается обособленное подразделение коммерческой организации , которое располагается вне места его нахождения и осуществляет все его функции либо их часть, в том числе функции представительства.

Важно отметить, что филиал это не самостоятельное юридическое лицо, несмотря на все имеющиеся признаки. Это структурная единица основного предприятия .

У любого филиала есть относительная имущественная самостоятельность, т.к. в целях обеспечения деятельности руководитель организации передает часть имущества на его баланс. Он также обладает территориальной обособленностью, т.к. действует в другом субъекте Российской Федерации или в другом городе того же субъекта, где зарегистрирована коммерческая организация.

Руководитель назначается приказом учредителя организации. Он вправе работать только на основании письменной доверенности.

Абстрактно филиал можно представить как «двойника» организации , т.к., полностью повторяет процесс производства товара, заключает от имени организации договоры, может иметь даже некоторые отличия в ценовой или рекламной политике, но всегда подотчетно головному офису юридического лица. Кроме того, имеет свои здания, оборудование, рабочие места. Его главное назначение – оптимизировать деятельность компании на как можно большей территории . Например, компания по производству хлеба не может без риска истечения срока годности поставлять хлеб по всей России. Поэтому она открывает филиалы во всех городах, чтобы те самостоятельно выпекали хлеб и от имени всей компании распространяли его в своих городах.

Общая характеристика представительства

Под представительством понимается обособленное подразделение коммерческой организации, которое расположено вне места его нахождения и представляет интересы юридического лица , а также осуществляет их защиту.

Представительство также является лишь структурной частью организации, имеющей характер обособленности и относительной самостоятельности. Находится за пределами территории, где была зарегистрирована компания и действует на базе предоставленного руководителем имущества. Оно не занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью, а значит, не извлекает прибыль. Оно лишь способствует работе предприятия на отдаленных территориях.

Представительство может привлекать клиентов на вверенной ему территории, вести переговоры, принимать заказы и претензии клиентов, заключать договоры. Однако затем вся эта информация направляется в головной офис, где фактически и реализуется вся работы предприятия. Например, представительство принимает заказ на партию обоев в Республике Коми, затем этот заказ направляется в головной офис в Москве, где эти обои производятся и затем отправляются в Республику Коми.

Кроме того, представительством реализуется функция защиты прав юридического лица в суде, если исковое заявление предъявлено по месту деятельности структурной единицы.

Общие черты филиала и представительства

Может показаться, что филиал и представительство это синонимы и их разграничение излишне и бессмысленно. Действительно, эти структурные очень похожи:

  1. Филиалы и представительства не являются коммерческими организациями, не регистрируются в качестве таковых, но указываются в реестре юридических лиц как структурные единицы.
  2. Действуют в соответствии с Положением или Уставом.
  3. Располагаются в отдаленных от юридического лица местностях.
  4. В налоговых правоотношениях они не разделяются, а оба действуют как структурное подразделение и имеют одинаковую бухгалтерскую отчетность.

Отличия филиала и представительства

Несмотря на ряд общностей, представительства и филиалы можно разграничить по ряду оснований:

Каждое такое структурное подразделение выполняет разный объем и характер функций . Одно существует только в целях отстаивания интересов коммерческой организации в ее контактах с другими участниками рынка (переговоры, заключение договоров). Другое может выполнять как эти функции, так полностью или частично функции коммерческой организации – реализация торговли, производства и иной уставной деятельности.

Таким образом, филиал имеет более широкий круг прав и сфер деятельности и его основное отличие от представительства кроется в объеме допустимой деятельности.

Филиал может извлекать прибыль и распоряжаться ей в интересах всей компании. Напротив, представительство финансируется организацией и не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Филиал, ввиду ведения хозяйственной деятельности, требует открытия самостоятельного банковского счета и имеет собственный баланс предприятия. Представительство не имеет самостоятельного финансового и имущественного баланса и, как правило, не имеет своего банковского счета.

Филиал, подразделение с точки зрения гражданского законодательства

Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица.

Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Исходя из положений абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ отражение в уставе юридического лица сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Статья 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) конкретизирует порядок создания ООО филиалов и представительств. Так, установлено, что ООО может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом ООО.

Создание ООО филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований Закона N 14-ФЗ и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации - также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Филиал и представительство ООО не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Филиалы и представительства ООО осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

В АО, как следует из подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона N 208-ФЗ, создание филиалов и открытие представительств АО относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Создание филиала (представительства), согласно ст. 55 ГК РФ, предполагает совершение ряда действий:

Утверждение создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве);

Наделение филиала (представительства) имуществом;

Назначение руководителя филиала (представительства);

Указание филиала (представительства) в ЕГРЮЛ.

В случае если обособленное подразделение не содержит вышеуказанных признаков филиала (представительства), перечисленных в ст. 55 ГК РФ, то оно таковым не является. Например, суды могут признать, в частности, что созданный филиал таковым не является в смысле ст. 55 ГК РФ, если, в частности, головной офис и филиал находятся в пределах одной административно-территориальной единицы или организация не наделила филиал имуществом (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 по делу N А27-15408/2013).

Положение о филиале (представительстве)

Одновременно с решением о создании филиала или представительства должно быть принято положение о филиале (представительстве), на основании которого он должен действовать (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998).

В законодательстве не установлены специальные требования к сведениям, которые обязательно должны присутствовать в положении о филиале (представительстве). Целесообразно предусмотреть в положении о филиале (представительстве), в частности, следующие положения:

О правовом статусе филиала (представительства), о функциях, которые выполняет созданный филиал (представительство);

Правах и обязанностях филиала (представительства);

Порядке наделения филиала (представительства) имуществом;

Порядке управления филиалом (представительством);

Порядке осуществления филиалом (представительством) финансово-хозяйственной деятельности;

Контроле за ведением филиалом (представительства) финансово-хозяйственной деятельности;

Работниках филиала (представительства);

Порядке прекращении деятельности филиала (представительстве) при ликвидации.

Наделение филиала (представительства) имуществом

Исходя из определения филиала (представительства) в ст. 55 Гражданского кодекса РФ не следует, что они должны быть выделены на отдельный баланс и иметь отдельный расчетный счет.

В законодательстве не содержится определение понятия "отдельный баланс". Письмами Минфина России от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273 (п. 2), от 29.03.2004 N 04-05-06/27, УМНС России по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 было разъяснено, что под отдельным балансом следует понимать совокупность показателей, которые установлены организацией для своих подразделений и отражают ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату. Перечень показателей для формирования отдельного баланса организация определяет самостоятельно.

Однако некоторые суды указывают, что структурное подразделение юридического лица не подпадает под понятие "филиал" или "представительство", если оно, в частности, не имеет самостоятельного баланса и расчетного счета (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2008 по делу N А43-26550/2007-1-427, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2004 N А74-462/04-К2-Ф02-2841/04-С1, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 N А42-969/03-23, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 N 18АП-3954/2007).

Выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется положением о филиале (представительстве).

Для выделения на отдельный баланс юридическое значение имеет лишь факт ведения налогоплательщиком отдельного обособленного имущественного учета по обособленному подразделению (Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 N КА-А40/12070-09). Таким образом, если в филиале (представительстве) организации ведется учет имущества и источников его образования обособленно от учета имущества и источников его образования головной организации, то указанное означает, что филиал (представительство) фактически выделен на отдельный баланс.

Для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), в частности расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п., предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При этом предусмотрено, что к этому счету могут быть открыты субсчета:

- "Расчеты по выделенному имуществу" (применяется для учета операций по передаче основных средств от головной организации филиалу, т.е. по наделению филиала имуществом);

- "Расчеты по текущим операциям" (применяется для отражения прочих операций с филиалом).

Например, головной организации передачу объекта основных средств, если обособленное подразделение (филиал, представительство) - получатель выделено на отдельный баланс, следует отразить с помощью проводок:

Дебет 79.1 Кредит 01 (03) - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного в структурное (обособленное) подразделение, выделенное на отдельный баланс;

Дебет 02 Кредит 79.1 - отражена сумма начисленной амортизации по основному средству, переданному в структурное (обособленное) подразделение, выделенное на отдельный баланс.

Обособленное подразделение (филиал, представительство), выделенное на отдельный баланс, которое является получателем основных средств, поступление из головной организации объекта основных средств отражает с помощью проводок:

Дебет 01 (03) Кредит 79.1 - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, полученного из головного отделения;

Дебет 79.1 Кредит 02 - отражена сумма начисленной амортизации по основному средству, полученному от головной организации.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы) (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Организации, у которых есть обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения головной организации. По мнению Минфина России, не установлено обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (Письмо от 18.08.2009 N 03-03-06/1/527).

Расчетный счет обособленного подразделения

Порядок открытия банковских счетов урегулирован Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция).

Пунктом 4.4 Инструкции предусмотрено, что для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, для совершения операций его обособленным подразделением (филиалом, представительством) в банк представляются:

1) документы, указанные в п. 4.1 Инструкции, а именно:

Учредительные документы юридического лица. Юридические лица, действующие на основе типового устава, утверждаемого Правительством РФ; действующие на основе типовых положений об организациях и учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемых на их основе уставов; действующие на основе типового положения и устава, представляют указанные документы. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления представляют законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном законодательством РФ порядке решения об их создании и правовом статусе;

Выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;

Карточка (за исключением случаев, предусмотренных п. 1.12 Инструкции);

Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

Положение об обособленном подразделении юридического лица;

Документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения юридического лица.

Для открытия счета обособленному подразделению организации в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1.11 Инструкции N 153-И).

Оформление полномочий руководителя филиала (представительства)

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона N 14-ФЗ). При этом по смыслу ст. 55 ГК РФ, а также учитывая Письмо ВАС РФ от 02.11.1994 N С1-7/ОП-742 "О заключении договоров обособленными подразделениями" и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, руководители представительств и филиалов, назначенные юридическим лицом, действуют от имени самого юридического лица на основании его доверенности. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть обязательно удостоверены доверенностью ему как физическому лицу и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Это связано с тем, что доверенность оформляет отношения, вытекающие из договора поручения, то есть гражданско-правового договора, участниками которого могут быть субъекты гражданского права. Поэтому стороной соответствующих сделок будет считаться юридическое лицо, от имени которого сделку заключил его представитель, действующий на основании доверенности, но никак ни сам филиал или представительство.

В рамках предоставленной доверенности руководитель филиала (представительства) вправе принимать самостоятельные решения по конкретным вопросам, касающимся организации деятельности подразделения, включая кадровые, финансовые и иные вопросы.

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу, если передоверие разрешено доверенностью. Соблюдения нотариальной формы для доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, юридическим лицом, руководителем филиала и представительства юридических лиц не требуется (п. 3 ст. 187 ГК РФ) (п. 129 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ").

Уведомление ИФНС об открытии филиала (представительства)

В настоящее время отражение в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным. Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

В соответствии с подп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения о представительствах и филиалах юридического лица.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ законодательные и иные нормативные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ.

ФНС России в Письме от 06.03.2015 N СА-4-14/3666@ обратила внимание, что в настоящее время законодательством о государственной регистрации юридических лиц предусмотрена возможность внесения в том числе в ЕГРЮЛ сведений о создании филиала или открытии представительства путем представления в регистрирующий орган:

Как документов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, в том числе заявления по форме N Р13001;

Так и заявления, предусмотренного п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, по форме N Р14001.

По нашему мнению, заявление по форме N Р14001 может быть представлено, когда организацией было принято решение о создании филиала (представительства) для внесения в ЕГРЮЛ записи об этом.

Заявление в ИФНС может представить сам заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности (с приложением такой доверенности или ее нотариально заверенной копии).

Представить заявление в ИФНС можно одним из следующих способов:

Либо непосредственно (лично) самим заявителем (его представителем);

Либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

Либо почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

Либо в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг;

Либо с помощью нотариуса. Нотариус может передать документы в налоговую инспекцию в форме электронных документов, подписанных его электронной подписью.

Налоговые последствия создания филиала (представительства), иного ОП

Организация, которая создала обособленные подразделения, в том числе филиал или представительство, подлежит постановке на налоговый учет.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).

Таким образом, обособленное подразделение, которое является филиалом или представительством, подлежит постановке на налоговый учет автоматически налоговой инспекций на основании сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

А постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Так, подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения указанной организации. Для этого организация должна подать в ИФНС заявление по форме N С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях", утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговой инспекцией по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого вместе с сообщением по форме N С-09-3-1 необходимо представить еще и уведомление по форме N 1-6-Учет (утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) о выборе инспекции в налоговый орган по месту нахождения организации. В таком случае организация встает на учет только по месту нахождения выбранного подразделения (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Отметим, что в налоговом законодательстве понятию "филиал" определение не дано. При этом в налоговом законодательстве различаются понятия "филиал" и "обособленное подразделение".

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку Налоговым кодексом РФ иное не предусмотрено, понятие "филиал" следует применять в том значении, в каком оно используется в ГК РФ, в частности ст. 55 ГК РФ. При этом если обособленное подразделение не содержит признаков филиала или представительства, перечисленных в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, то оно таковым и не является (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2009 по делу N А32-9663/2008-70/25, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 по делу N А42-1739/2008).

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в ст. 11 НК РФ, не признается для целей НК РФ обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702).

Налоговый кодекс РФ дает определение понятию "обособленное подразделение". Обособленное подразделение организации, согласно ст. 11 НК РФ, - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, обособленное подразделение - подразделение организации, которое должно отвечать одновременно двум признакам:

Быть территориально обособленным от организации;

Иметь оборудованные рабочие места на срок более одного месяца.

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных признаков обособленного подразделения не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@).

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, которое определяется его адресом, отличным от адреса указанной организации (Письма Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702, от 11.12.2015 N 03-02-07/1/72669). Правоприменительная же практика в ряде случаев исходит из того, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (Постановления ФАС Уральского округа от 22.12.2014 N Ф09-7407/14, от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А05-7419/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А56-37487/2012).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

В случае если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15).

При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в ст. 11 Налогового кодекса РФ, и понятия "филиал", раскрытого в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 по делу N А05-9537/2010).

Обособленное подразделение организации не во всех случаях может быть признано филиалом или представительством, поскольку не все создаваемые юридическими лицами обособленные подразделения обладают определенными Гражданским кодексом РФ признаками филиала или представительства.

Создание организацией обособленного подразделения в виде филиала или представительства, отвечающего понятию ст. 55 Гражданского кодекса РФ, или обособленного подразделения, отвечающего понятию ст. 11 НК РФ, будет иметь для организации различные последствия не только с точки зрения особенностей их постановке на налоговый учет.

Например, организация, которая создала филиал, не вправе применять такой специальный режим налогообложения, как УСН (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом обратим внимание, что согласно подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в редакции до 01.01.2016) не вправе были применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Федеральным законом от 06.04.2015 N 84-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2016 года упоминание о представительствах было исключено. Таким образом, организация, применяющая УСН, не вправе применять упрощенную систему налогообложения только при создании филиалов. А вот в случае, если организация создала обособленное подразделение, не является филиалом и отвечает понятию обособленного подразделения, которое содержится в ст. 11 НК РФ, такая организации вправе применять УСН (Письмо Минфина России от 29.10.2015 N 03-11-06/62392, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 N А05-9537/2010).

Уплата налогов и страховых взносов обособленными подразделениями организации

Уплата НДС организацией, имеющей ОП

Что касается НДС, то исчисление и уплата этого налога по месту нахождения обособленных подразделений главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не предусмотрены. В связи с этим, а также на основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе. На это обратил свое внимание Минфин России в Письме от 01.02.2016 N 03-07-11/4411.

Уплата налога на прибыль организацией, имеющей ОП

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и уплачивать авансовые платежи и суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения.

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Уплата налога на прибыль и авансовых платежей по налогу осуществляется исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Она определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода (абз. 4 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, нематериальных активов) при определении указанного показателя не учитывается (Письма Минфина России от 23.05.2014 N 03-03-рз/24791, от 02.04.2012 N 03-03-06/1/172).

Амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается.

В случае если невозможно определить место фактического использования амортизируемого имущества применительно к конкретному обособленному подразделению, то, по мнению Минфина РФ, остаточную стоимость этого имущества стоит учитывать при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества головной организации (Письмо Минфина России от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3007).

Таким образом, часть налога на прибыль, которая перечисляется по месту нахождения обособленного подразделения, определяется следующим образом:

Налог на прибыль, перечисляемый по месту нахождения ОП = Налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации x Доля налоговой базы по налогу на прибыль, которая приходится на ОП x Ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет.

Доля прибыли, которая приходится на ОП, рассчитывается следующим образом:

Доля налоговой базы по налогу на прибыль, которая приходится на ОП = (Удельный вес среднесписочной численности работников (либо удельный вес расходов на оплату труда) ОП + Удельный вес остаточной стоимости ОС ОП) : 2.

Из разъяснений Минфина России (Письма от 06.07.2005 N 03-03-02/16 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 14.07.2005 N ММ-6-02/575@) и от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131) следует, что остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ (Письмо Минфина России от 02.07.2013 N 03-03-06/1/25274).

При расчете доли налога на прибыль обособленного подразделения удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП рассчитывается следующим образом:

Удельный вес остаточной стоимости основных средств ОП = Средняя (среднегодовая остаточная стоимость ОС ОП Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость ОС в целом по организации.

Среднесписочная численность работников определяется по данным статистической отчетности.

В настоящее время для этого применяются Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации, утвержденные Приказом Росстата от 26.10.2015 N 498. Удельный вес среднесписочной численности работников подразделения за отчетный (налоговый) период рассчитывается следующим образом:

Удельный вес среднесписочной численности работников ОП = Среднесписочная численность работников ОП: Среднесписочная численность работников в целом по организации.

Сумма расходов на оплату труда определяется в соответствии со ст. 255 НК РФ. Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывается следующим образом:

Удельный вес расходов на оплату труда ОП = Расходы на оплату труда ОП: Расходы на оплату труда в целом по организации.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Если организация и ее обособленное подразделение находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за свое обособленное подразделение.

При указанном порядке уплаты налога организация вправе представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в налоговый орган только по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781).

Пример. Распределение между головным отделением и обособленным подразделением организации авансового платежа по налогу на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет.

ООО зарегистрировано в г. Москве и имеет обособленное подразделение в г. Санкт-Петербурге. Прибыль ООО за I квартал составила 300 000 рублей.

Для примера укажем, что пониженная ставка по налогу на прибыль в региональном законодательстве не предусмотрена.

ООО в учетной политике определило, что для распределения доли прибыли, приходящейся на ОП и на головную организацию, используется показатель среднесписочной численности работников (абз. 4 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Данные об остаточной стоимости основных средств организации и ОП, а также о среднесписочной численности сотрудников приведем ниже в виде таблицы.

Таблица

Остаточная стоимость основных средств на 1-е число месяца, руб.

Среднесписочная численность сотрудников за месяц, чел.

Головное отделение

Обособленное подразделение

Всего по организации

Головное отделение

Обособленное подразделение

Всего по организации

Всего за I квартал

Остаточная стоимость основных средств обособленного подразделения за I квартал составила: (116 000 руб. + 134 000 руб. + 126 000 руб. + 144 000 руб.) : 4 = 130 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств в целом по организации за I квартал составила: (616 000 руб. + 754 000 руб. + 766 000 руб. + 744 000 руб.) : 4 = 720 000 руб.

Удельный вес остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения в I квартале составил: 130 000 руб. : 720 000 руб. = 0,180.

Среднесписочная численность сотрудников в обособленном подразделении за I квартал составила: (6 чел. + 5 чел. + 4 чел.) : 3 = 5 чел.

Среднесписочная численность сотрудников в целом по организации за I квартал составила: (36 чел. + 35 чел. + 32 чел.) : 3 = 34,3 чел.

Удельный вес среднесписочной численности сотрудников обособленного подразделения в I квартале составил: 5 чел. : 34,3 чел. = 0,146.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, составила: (0,146 + 0,180) : 2 x 300 000 руб. = 48 900 руб.

Доля прибыли, приходящаяся на головное отделение организации, составила: 300 000 руб. - 48 900 руб. = 251 100 руб.

Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в региональный бюджет по местонахождению обособленного подразделения, равна: 48 900 руб. x 17% = 8 313 руб.

Сумма налога на прибыль, которую надлежит уплатить в региональный бюджет по местонахождению головного отделения организации, равна: 251 100 руб. x 17% = 42 687 руб.

Юридическое лицо имеет право открыть собственное обособленное подразделение как одно, так и несколько. В свою очередь, обособленное подразделение подразделяется на филиалы и представительства, а также иные подразделения, например стационарные рабочие места.

Определение, порядок регистрации и требования к ним есть в законодательных актах Российской Федерации. Все они между собой имеют как сходства, так и различия.

Виды и определение

Обособленное подразделение - это удалённый отдел организации, который необходим при расширении компании и появления необходимости вести бизнес в других регионах.

Обособленное подразделение считается таковым, если :

  • его адрес отличается от адреса материнской компании, указанного в Федеральной налоговой службе;
  • присутствует минимум одно рабочее место на сроком более месяца;
  • нанят как минимум один сотрудник;
  • объект, в котором находится подразделение, находится под контролем материнской организации.

Бывает несколько типов:

  • филиал , который может исполнять все или часть функций организации;
  • представительство , имеющее возможность выражать интересы компании и вести их защиту;
  • обыкновенное подразделение компании — дополнительный комплекс организации, находящийся по другому адресу и имеющий минимум одно рабочее место.

Выбор открытия филиала, представительства или подразделения зависит от необходимых задач компании. Для организации или представительства необходимо вносить ряд правок и изменений в учредительные документы.

Данные о представительстве нет нужды вносить в устав компании, что упрощает оформление подобного отдела: отсутствует необходимость подавать заявление в налоговую инспекцию.

Для создания простого обособленного подразделения необходимы:

  • приказ руководства компании об организации подразделения;
  • изменения правил трудового порядка компании;
  • уведомление из налоговой и внебюджетных фондов.

Важные отличия от филиала и состоят в следующем:

  • лёгкость оформления;
  • не обязательно выбирать человека на руководящую должность;
  • подразделение не имеет отдельного счёта в банке;
  • являет собой составную часть компании;
  • в случае изменения адреса достаточно внести правки в документацию;
  • не имеет полномочий принимать на работу сотрудников и увольнять их.

Что такое филиал

Филиал - обособленный от компании отдел, находящийся по другому фактическому адресу и имеющий возможность осуществлять все функции организации и являться её полноценным представителем.

Возможность деятельности филиала гораздо шире, чем у представительства или рядового подразделения. Однако и его оформление куда сложнее. Факт создания филиала в обязательном порядке должен отражаться в документах главной компании.

Решение о создании филиала и о назначении его руководства принимается голосованием членов главенствующей организации . Организатор наделяет филиал его собственным имуществом. В работе отделение опирается на существующие правила головной компании.

Чем является представительство

Представительство занимается выражением интересов головной компании и, при необходимости, их защитой. Все задачи отдела сводятся к представлению интересов и ведению представительских расходов . Обычно не имеет индивидуального счета в банке.

Создание представительства схоже с созданием филиала: в документации головной организации должны имеется записи об учреждении этого вида представительства.

Основные отличия

Как обособленное подразделение, так и филиал зависимы от головной компании и главного офиса. Используемое ими имущество и средства на счетах принадлежат главенствующей организации. Цели их утверждения схожи: расширить возможности действия для компании и местные задачи .

Существенное различие филиала и рядового подразделения заключается в проведении регистрации. Создание обыкновенного подразделения проходит куда легче и быстрее, чем организация филиала. Данные о подразделении не вносятся в учредительные документы головной компании и Федеральную налоговую службу.

Вид организации Филиал Представительство Обособленное подразделение
Задачи работы Выполнение всех или некоторых задач компании Представление и защита интересов головной компании Зависит от потребностей компании
Статус независимого юридического лица Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Наличие записи об организации в учредительных документах компании Запись необходима Запись необходима Запись не нужна
Управление хозяйственной деятельностью Ведётся Не ведётся Ведётся
Документация, необходимая для законной деятельности Положение о создании филиала, внесение данных в устав головной организации Положение о создании представительства, внесение данных в устав организации Указ руководства головной компании
Наличие в пользовании индивидуального счёта Счёт имеется Чаще всего не имеется Не имеется
Место нахождения Нет ограничений Нет ограничений Организация осуществима только в пределах одного субъекта с головной компанией

Решение о необходимости и создании филиала принимается путём голосования среди учредителей компании, в то время как подразделение может организовать один руководитель. Для филиала также требуется передача копий в Федеральную налоговую службу и назначение собственного руководителя, для учреждения подразделения же в этом нет необходимости.

Данные и о филиале, и о представительстве необходимо отразить в учредительных документах организации. Разница учреждений — в их выполняемых функциях.

Филиал, в отличии от представительства, имеет куда более широкий круг задач . Он также может заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, имеет индивидуальный счёт в банке и обладает большим сроком аккредитации.

В то время как представительство занимается лишь представлением интересов главного офиса, филиал может выполнять те же функции, что и сама компания. Существуют виды лицензий, недоступные для получения представительством, но подвластные филиалу.

Регистрация типов организаций

  1. Необходимо подготовить пакет необходимых бумаг и заверить их у нотариуса. Среди них: протокол о создании головной компании, положение о филиале или представительстве, устав организации с внесёнными данными о новой структуре (с названием и адресом), заявление о создании новой структуры, доверенность на главного руководителя филиала или представительства.
  2. Следует передать документы в налоговый орган, который спустя пять рабочих дней выдаст подтверждение внесения изменений в устав компании. Получение документов доступно любому доверенному лицу. В ситуациях, когда бумаги не были забраны вовремя, они пересылаются на компании.
  3. Получаемые после регистрации документы: заверенный устав компании, уведомление о внесении изменений в учредительные документы, .
  4. Следует присвоить организации коды ГОСКОМСТАТа.
  5. Необходимо поставить созданный филиал на учёт в налоговую и провести его регистрацию в фондах.

Создание обособленного подразделения без статуса филиала и представительства:

  1. Необходим указ руководителя головной компании о создании обособленного подразделения.
  2. Следует уведомить налоговый орган о создании подразделения и постановки его на учёт.

Данные об уплате налогов

По закону любая организация обязана встать на учёт в налоговом органе по месту юридического адреса отдельного подразделения. Они также должны докладывать в налоговую о всех изменениях и новых подразделениях в течении трёх дней.

В случае если несколько организаций находятся на территории, подвластной разным инспекциям, но в одном муниципальном образовании, они могут встать на учёт в одной налоговой.

При смене адреса рядового подразделения не следует закрывать его и открывать заново по новому юридическому адресу, достаточно изменить адрес, подав прошение в налоговую.

Нарушение сроков подачи заявление на учёт в налоговый орган влечёт за собой штраф в 10000 рублей . Если при этом велась деятельность, то штраф высчитывается в размере 10% от суммы доходов, но не может быть меньше 40000 рублей.

Постановка на учёт в фондах

Если подразделение имеет отдельный счёт в банке, то регистрация в фондах по месту нахождения должна свершиться не позднее 30 дней с момента создания новой организации .

Чтобы поставить подразделение на учёт в Пенсионном фонде или Фонде социального страхования, следует предоставить пакет документов, заверенных у нотариуса.

Для регистрации в Пенсионном фонде потребуются:

  • данные о постановке на учёт в налоговом органе;
  • уведомление о том, что компания была зарегистрирована в округе, подвластном данному Пенсионному фонду;
  • подтверждение о владении подразделением индивидуального счёта;
  • заявление о регистрации.

Для регистрации в Фонде социального страхования потребуются:

  • данные о государственной регистрации компании;
  • данные о постановке на учёт в налоговой;
  • данные о регистрации в Фонде социального страхования главной компании;
  • указ об открытии;
  • заявление о регистрации;
  • подтверждения о наличии собственного счёта;
  • письмо Росстата.

За нарушение сроков необходимой регистрации предусмотрен штраф в 5000 или 10000 рублей.

Подробнее про регистрацию обособленного подразделения можно узнать из данного видео.

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать - филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия "филиал" и "представительство" приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

Сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

Оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

Филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц": «...обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица... К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия - иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления - вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", где в частности, указано:

"Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса".

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства - поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

Принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

Внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

Наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь - в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве - регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест - вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: "Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника". Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Филиал — это разновидность обособленного подразделения (далее- ОП) организации.

Основное отличие филиала от обычного ОП: филиал должен быть указан в учредительных документах (соответственно в ЕГРЮЛ), наличие положения о филиале обязательно (п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка присвоения ИНН, Письмо ФНС от 02.06.2008 N ЧД-6-6/396@).

Следовательно, чтобы открыть филиал, необходимо проделать ряд юридических действий и понести материальные расходы на юридические услуги: внести изменения в устав, создать положение о филиале, внести изменения в ЕГРЮЛ.

ИФНС ставит филиал на налоговый учет сама на основании сведений, которые вы внесли в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

При создании же обычного обособленного подразделения , которое не является филиалом или представительством, необходимо поставить его на учет, для чего подать в ИФНС по месту нахождения головного подразделения сообщение по форме N С-09-3-1 (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ) в течение месяца со дня создания ОП. Ваша районная инспекция самостоятельно передаст информацию об открытии ОП в ИФНС по месту нахождения ОП.

При этом, подавать в ИФНС документы, подтверждающие создание ОП (договор аренды, трудовой договор и т.п.), не надо (п. 2.1 Письма ФНС от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@).

Внимание! Если сообщение о создании ОП не будет подано вовремя, то одновременно может быть наложено два штрафа (п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, Письмо Минфина от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946):

— на организацию — в размере 200 руб.;

— на должностное лицо организации — в размере от 300 руб. до 500 руб.

В течение пяти рабочих дней со дня получения вашего сообщения о создании ОП ИФНС направит вам уведомление о постановке вашей организации на учет по месту нахождения ОП (п. 2 ст. 84 НК РФ). В нем будет приведен КПП, который надо указывать в оформляемых ОП платежных поручениях, счетах-фактурах и отчетности по налогам и страховым взносам.

Подавать сообщение в ИФНС о создании обособленного подразделения необходимо только тогда, когда оно реально создано (заранее подавать не надо).

ОП считается созданным , если соблюдены четыре условия (Письма Минфина от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019, от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879):

1) по месту нахождения ОП оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место . Рабочее место считается оборудованным, когда созданы условия для выполнения работником его трудовых обязанностей (установлены необходимая мебель, оборудование, имеются в наличии инструменты и т.п.);

2) рабочее место создано на срок более месяца . При этом не имеет значения, будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически, в том числе вахтовым методом. К созданию ОП приводит, например, аренда склада, на который работники организации будут приезжать для разгрузочно-погрузочных работ несколько раз в месяц (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 209 ТК РФ, Письма Минфина от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250, от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67, ФНС от 19.01.2012 N ПА-4-6/604@);

3) помещение (объект, территория), где находится рабочее место, подконтрольно вашей организации, т.е. она имеет право владения или пользования им (аренда, собственность).

Это условие не выполняется, если ваш работник трудится на рабочем месте, оборудованном и предоставленном ему вашим контрагентом: на постах охраны на объектах, охраняемых ЧОП, в помещениях и на территориях, обслуживаемых клининговыми компаниями, и т.п. (Письма Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238, от 03.02.2012 N 03-02-07/1-30);

4) организация начала вести деятельность по месту нахождения ОП , т.е. уже принят на работу человек, который будет там трудиться (Письмо Минфина от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377).

Постановка обособленного подразделения в ПФР и ФСС***

Организация должна встать на учет в ПФР и ФСС по месту нахождения обособленного подразделения, в том числе филиала или представительства, если оно отвечает трем условиям (п. 3 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, п. 1 Порядка N 296п; п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ, пп. 1 п. 3 Порядка N 202н, Письмо ФСС от 23.08.2011 N 14-03-11/08-9440):

— выделено на отдельный баланс. Выделение ОП на отдельный баланс, то есть возложение на ОП обязанностей по ведению бух.учета его операций, закрепляется в вашей бухгалтерской учетной политике (п. 2 Письма Минфина от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273);

— самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;

— имеет расчетный счет.

Срок, в который надо встать на учет в ПФР по месту нахождения ОП, законом не установлен. Но лучше это сделать до того, как ОП начнет платить в ПФР взносы, начисленные на выплаты работникам ОП.

Поставить ОП на учет в ФСС надо в течение 30 календарных дней со дня его создания (п. п. 6, 9, 10 Порядка N 202н, Письмо ФСС от 23.03.2010 N 02-03-13/08-2496):

Таким образом, по нашему мнению, проще организовать обособленное подразделение. Снять с учета ОП возможно также при подаче соответствующего сообщения.

Для закрытия обособленного подразделения, которое не является филиалом или представительством, достаточно приказа руководителя организации. Этот приказ составляется в произвольной форме и издается уже после того, как деятельность по месту нахождения ОП полностью прекращена, т.е. в ОП нет ни одного работника.

*** Страховые взносы по «обособкам» в 2017 году: как платить

С 2017 года администрированием страховых взносов будет заниматься ФНС. В связи с этим порядок уплаты взносов частично изменится, в т.ч. новшества коснутся организаций, открывших обособленные подразделения.

Источник: Письмо ФНС от 14.09.2016 № БС-4-11/17201

В частности, со следующего года на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в ИФНС по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения (в т.ч. филиала, представительства) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физ.лиц. Уведомить налоговиков нужно в течение одного месяца со дня наделения ОП соответствующими полномочиями. Правда, это касается только «обособок», которые будут наделены такими полномочиями с 01.01.2017 года. По подразделениям, которые и раньше уплачивали взносы и сдавали отчетность, уведомление подавать не придется.

Таким образом, с 2017 года условие о наличии счета и баланса упраздняется.

При этом порядок определения суммы взносов к уплате по ОП и головному офису останется прежним. Т.е. сумма взносов, уплачиваемая по месту нахождения подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления взносов, относящейся к этому ОП. А сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения головного офиса, — как разница между общей суммой страховых взносов по организации в целом и совокупной суммой взносов, уплачиваемых ее «обособками».

КАК ПЛАТИТЬ НАЛОГИ И ВЗНОСЫ

ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ?

Вид платежа Уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения (ОП) Уплачивается по месту нахождения самой организации (ГП)
НДФЛ С доходов, полученных физическими лицами от ОП С доходов, полученных физическими лицами от ГП
Страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС С выплат работникам ОП, которое состоит на учете в ПФР и ФСС С выплат работникам ГП и тех ОП, которые не состоят на учете в ПФР и ФСС
Налог на прибыль В региональный бюджет в части, приходящейся на ОП — в федеральный бюджет;

— в региональный бюджет в части, приходящейся на ГП

НДС
Налог на имущество по недвижимости, исчисленный как из балансовой, так и из кадастровой стоимости Уплачивается по месту нахождения недвижимости
Налог на имущество по движимому имуществу Со стоимости ОС, которые числятся на балансе ОП Со стоимости ОС, которые числятся на балансе ГП
Транспортный налог По автомобилям, зарегистрированным на ОП По автомобилям, зарегистрированным на ГП
Налог при УСН Вся сумма налога, в т.ч. по операциям ОП
ЕНВД Уплачивается по месту постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД по конкретному виду деятельности

Не забывайте, что Обособленное подразделение организации должно вести кассовую книгу, если получает или расходует наличные, независимо от того, есть у него отдельный банковский счет или нет.

PS. Регистрация отдельного ООО — еще один путь, который многие руководители выбирают.

Такой вариант возможно рассматривать, но необходимо иметь в виду следующее :

— для регистрации ООО требуется время (с открытием расчетного счета- минимум 2 недели), денежные средства на юридические услуги;

— создание отдельного юридического лица обязывает вести отдельный учет, что увеличивает трудозатраты;

— Наиболее важное: необходимо продумано и грамотно выбрать директора и учредителей ООО, при этом предусмотреть отсутствие взаимозависимости. Необходимо учитывать, что в распоряжении именно директора будут денежные средства на расчетном счете ООО, соответственно риски всегда будут присутствовать.

Байкалова Наталья Александровна

Директор, налоговый консультант

ООО Консалтинговая Компания «Деловой Квартал»