Компьютерные клубы – это заведения, достаточно популярные у определенной целевой аудитории. Несмотря на то что практически у каждого человека есть свой ПК, ноутбук или другой гаджет, есть спрос на компьютерные клубы, где любители имеют возможность собираться, играть в сетевые игры, общаться, пользоваться интернетом, если это по какой-то причине невозможно дома. Чтобы начать свое дело в этом направлении, потребуется составить бизнес-план компьютерного клуба, пример которого мы предлагаем в этой статье.

Резюме проекта

Открывать компьютерный клуб планируется в крупном городе, не менее 800 тыс. человек. Для него будут закуплены мощные машины для возможности играть в сетевые компьютерных игр. Основной акцент делается на геймеров. Размещаться клуб будет в центре города, неподалеку от школ, студенческих корпусов и хорошей транспортной развязки.

Целевая аудитория:

  • Молодые люди (школьники, студенты) от 15 до 20 лет (80%).
  • Люди от 21 до 30 лет (15%).
  • Остальные (5%).

Основные риски:

Риск Решение
Появление серьезного конкурента в районе/городе Анализ рынка, закупка и расчет амортизации машин, контроль качества оказания услуги, внедрение системы лояльности для постоянных клиентов. Кроме того, клиентам необходимо не только предоставить возможность пользоваться компьютерами, но и предлагать сопутствующие услуги: ксерокс/сканер/распечатка, подшивка документов
Резкое подорожание аренды помещения клуба Составление договора на долгий срок аренды
Массовая поломка оборудования Проведение планового осмотра машин и компьютерного оборудования
Кража оборудования Установка качественной системы охраны и хорошей сигнализации, страховка оборудования

Чтобы минимизировать риски и свести к минимуму форс-мажорные затраты, потребуется составить бизнес-план компьютерного клуба с расчетами, где будут учтены расходы на закупку оборудования, стоимость аренды и остальные первоначальные и ежемесячные вложения в тандеме с резервным фондом.

Оформление и регистрация

Для открытия компьютерного клуба мы пройдем регистрацию в налоговых органах. Подадим заявление на получение сертификата индивидуального предпринимателя, при этом выберем упрощенную систему налогообложения с выплатой 6% от прибыли.

Если работа производится в отдельном помещении и у владельца отсутствует данный документ, потребуется получить разрешение от пожарной инспекции. Соблюдение требований важно, поскольку в клубе будет находиться большое количество техники.

Затраты на оформления будут в размере 5-7 тыс. рублей

Поиск помещения и закупка техники

Наш игровой клуб будет расположен на втором этаже коммерческого здания, на первом будут магазины. Вход в клуб будет с основной стороны здания. Для открытия клуба на 20 машин и, соответственно, на 20 посадочных мест нам потребуется около 100 кв. м. Но мы учитываем технические помещения, зону ожидания/отдыха и резервные еще 50 кв. м для увеличения посещаемости клуба. Итого, арендуем помещение 150 кв. м. Стоимость такой площади в среднем по формату городе будет не менее 70 тыс. рублей.

В помещении компьютерного клуба потребуется сделать косметический ремонт. Он обойдется нам в 50 тыс. рублей.

При выборе помещения мы учитываем состояние стен и электропроводки, наличие исправной вентиляции и отопления, а также проверяем все документы, подтверждающие права арендодателя на сдачу помещения и отсутствие долгов по коммунальным платежам.

Ежемесячно надо будет оплачивать счета на коммунальные услуги в размере около 10-15 тыс. рублей. Чем больше будет посетителей и загруженность зала, тем больше будет затрат на электроэнергию.

Оборудование в компьютерном клубе имеет важное значение. Во-первых, это сами машины и техника; во-вторых, удобная и компактная мебель. Для экономии затрат мы закупаем б/у системные блоки и мониторы в хорошем состоянии. Кроме того, закупаем минимум 10 новых машин. Смета по оборудованию в таблице:

Наименование Цена, руб. Количество Сумма, руб.
Системные блоки б/у 30 000 11 330 000
Системные блоки новые 55 000 10 550 000
Мониторы б/у 15 000 21 315 000
Наушники 2 000 20 40 000
МФУ 15 000 1 15 000
Мебель 105 000
Осветительные приборы 30 000
Техника и материалы для высокоскоростного интернета 20 000
Система сигнализации 20 000
Итого 1 425 000

Персонал

Мы наймем трудовой коллектив, который будет состоять из следующих сотрудников:

Администраторы и уборщик помещений работают по графику 6 дней в неделю. Технический специалист работает 3 дня в неделю по штатному расписанию, обслуживая компьютеры в клубе. В остальные дни он берет на ремонт и обслуживание ПК пользователей, ремонтирует в отдельном помещении клуба и получает процент.

Функции бухгалтера, который будет работать с отчетами для налоговой, выполняет сам собственник. Объемы небольшие, поэтому для экономии средств делать он это будет самостоятельно. Кроме того, он будет заниматься рекламой в Сети и офлайн для привлечения посетителей.

Цены на услуги

Маркетинг и реклама

К открытию игрового клуба необходимо подготовиться заранее в плане привлечения клиентов. Обязательно мы будем размещать объявления на платных и бесплатных досках, продвигаться в городских группах и сообществах/форумах геймеров. В офлайне привлечем внимание с помощью флаеров и листовок в местах скопления основной целевой аудитории.

Наша цель – привлечь как можно больше постоянных клиентов. Они будут в свою очередь приводить друзей. Чем больше наполненность клуба, тем больше доходность и, в результате, прибыль и рентабельность вложений организации.

Флаеры будем раздавать недалеко от школ, на остановках общественного транспорта молодежи, которая потенциально может стать нашим клиентом. Также будем размещать рекламные флаеры в маршрутках этого района.

Привлекать мы будем изначально открытием нового клуба, хорошими компьютерами и первые две недели скидками на 5-го игрока.

Каждый месяц мы будем тратить минимум 20 тыс. рублей на объявления, группы, POS-материалы.

Доходы и расходы

В этом пункте мы рассмотрим общую картину доходов и расходов, составим ориентировочный план продаж услуг, просчитаем выгоду и рентабельность вложений.

Стартовые расходы

Ежемесячные расходы

Доходы

Естественно, в первый месяц прибыль будет минимальной. Выход на стабильный уровень ожидается на 3-й месяц работы. В первые 2 месяца будем активно работать над рекламой, формировать систему привлечения постоянных покупателей, будем влиять на их лояльность. На 3-4-й месяц установим ориентировочный план продаж:

Подсчитываем показатель рентабельности:Вычисляем сумму налога 6%:

365 500 х 6% = 21 930 рублей

Высчитываем чистую прибыль:

365 500 – 165 500 – 21 930 = 178 070 руб.

Рентабельность будет ориентировочно равна 60-70%, что можно считать хорошим результатом.

Срок окупаемости проекта составит 10-11 месяцев.

В итоге

Бизнес на компьютерном клубе – высокорентабельный и перспективный. Мы откроем клуб для 20 гостей, в перспективе на следующий год можно увеличить это количество в 2 раза. Кроме того, начнем продвигать услугу технического специалиста, на чем также будем зарабатывать дополнительные деньги. Больших возможностей развития в этой сфере нет. Только если открыть аналогичный клуб в соседнем городе, прибыль может увеличиться, но только не ранее чем через 2 года после запуска компьютерного клуба.

Сегодня почему-то люди считают, что компьютерные клубы уже отжили свой век: для чего ходить куда — то, если у каждого дома есть свой компьютер. Но это не так. Во-первых, сегодня немало людей, которые не представляют своей жизни без компьютерных игр. И получить настоящее удовольствие от посещения виртуальной вселенной вместе с друзьями поможет игра в компьютерном клубе. Во-вторых, иногда срочно требуется найти в интернете документ и распечатать его. Если доступа к компьютеру нет, то человек отправляется на поиск ближайшего интернет-салона. Многие бизнесмены задумываются о том, как открыть компьютерный клуб. Конечно, идея далеко не нова, но при этом реализация проекта прекрасно себя окупит и принесет бизнесмену немалый доход.

Как открыть компьютерный клуб?

Для начала требуется определиться с направлением работы будущего заведения. Можно организовать:

  • Компьютерный игровой клуб . Главным направлением является предоставление доступа к прохождению сетевых игр совместно с друзьями.
  • Интернет клуб. Предоставляет доступ к выходу в интернет.
  • Интернет-кафе . Совмещает в себе функции клуба и кафе.

При организации компьютерного клуба, следует учитывать, что бизнес состоит из тактической и технической части.

  • Техническая часть – это компьютеры, сети, программное обеспечение.
  • Тактическая сторона бизнеса – это подбор места для размещения предприятия, ремонт в нем, оформление интерьера и организации.

Стоит понимать, что для такого бизнеса самой важной частью будет являться именно техническая сторона, а выбор помещения, реклама и прочее – частично отходит на второй план.

Портфель документов для открытия компьютерного клуба и выбор формы собственности


Человеку, решившему открыть свой компьютерный клуб, необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции. Чаще всего, предприниматели оформляют ИП, выбирая упрощенную систему налогообложения.

Дополнительно потребуется получить разрешение от санэпидемслужбы. Специалисты СЭС должны будут проверять степень электромагнитного излучения. Если в помещении клуба планируется организация мини-бара, то разрешение на его открытие также выдает служба СЭС.

Бизнесмену предстоит работать со специалистами по сотрудничеству с молодежью при администрации города.Также нужно определиться с классификацией в ОКВЭД. Исходя из выбранного кода, предприниматель сможет зарегистрировать клуб на различных условиях.

Классификация деятельности «Компьютерный клуб» именно в данной формулировке в списке отсутствует. Собственники подобных заведений вынуждены делать выбор среди альтернативных кодов:

  • 72.60 – прочая деятельность, связанная с использованием информационных технологий и вычислительной техники;
  • 93.05 – предоставление прочих персональных услуг;
  • 74.84 – предоставление прочих услуг.

С выбором кода лучше всего обратиться к специалисту. Он сможет провести оценку планируемой деятельности и выбрать подходящий код деятельности.

При использовании ресурсов интернета в коммерции требуется:

  • наличие лицензии на предоставление услуг;
  • разрешение от министерства связи на передачу данных;
  • разрешение от полиции на 24 часовой рабочий день.

Выбор места помещения, нюансы внутреннего расположения


При выборе места для клуба необходимо учитывать показатели проходимости

Задумываясь о том, как открыть игровой клуб, предприниматели должны решить вопрос с местом его размещения. Здесь есть один достаточно важный нюанс: расположение заведения относительно центра города особой роли не играет (но от окраин, все же, стоит отказаться). Решающее значение – возможность доступа к заведению круглые сутки. Иначе теряется большое количество посетителей.

Здание должно быть расположено в доступном месте, не слишком далеко от остановки транспорта и центральных улиц.

Выбирая между приобретением в собственность и арендой помещения, более предпочтителен второй вариант. Если будет необходим быстрый переезд, то с площадью, взятой в аренду, проще расстаться. Если помещение нравится и есть возможность его выкупить полностью, то отказываться от такой возможности не стоит. Это значительно сэкономит расходы в будущем.

Требования к помещению стандартные:

  • наличие электричества;
  • отсутствие высокого уровня влажности (это может негативно сказаться на работе компьютеров);
  • помещение должно соответствовать требованиям пожарной безопасности;
  • необходим запасный выход;
  • наличие санитарной комнаты.

Необходимое оборудование

В помещении клуба необходимо обеспечить доступ в интернет на высокой скорости.

Если предприниматель ставит целью получение стабильно высокого дохода, то необходимо приобрести не меньше пятнадцати компьютеров.

Один хороший компьютер обходится примерно в 25…30 тысяч рублей. При совершении оптовой закупки можно получить неплохую скидку.

Кроме компьютеров необходимо приобрести:

  • принтер;
  • ксерокс;
  • оборудование для записи на CD и DVD диски;
  • оборудование для записи на флэш карты.

На компьютеры желательно устанавливать официальные программы от производителя.

Чтобы не терять клиента, можно организовать в клубе продажу напитков и легких закусок. Для этого потребуется приобрести холодильники и оборудование для бара.

Ассортимент товаров и услуг


Многие предприниматели ограничивают список оказываемых компьютерным клубом услуг только на доступе к сетевым играм. Но это грубая ошибка, поскольку заведение способно приносить доход и в других сферах.

Посетителям можно предлагать такие услуги, как:

  • сканированию документов на принтере;
  • производство ксерокопий на ксероксе;
  • запись информации на CD- и DVD-диски;
  • запись информации на флэш-карты.

Компьютерный клуб может совмещать в себе функции спорт-бара. Можно разместить плазменную панель, на которой будут транслироваться различные спортивные программы. Это привлечет дополнительных посетителей.

Персонал компьютерного клуба

Контролировать работу заведения предприниматель самостоятельно не сможет, но и большой штат обслуживающего персонала в таком бизнесе не требуется. Понадобится нанять администратора, выполняющего функции кассира, и двух – трех человек ему в помощь. Их задача – поддерживать порядок, исправлять проблемы в работе компьютера и следить за действиями посетителей.

Персонал компьютерного клуба:

  • сетевой администратор;
  • бармен;
  • уборщица;
  • бухгалтер.

При нехватке персонала можно подключить видео наблюдение.

Оформление сотрудников при приеме на работу требует соблюдения действующего законодательства при составлении договора. На каждого заводят налоговые карточки и трудовые книжки. Важно правильно вести платежную ведомость.

Реклама

Одними из эффективных способов рекламирования клубов является раздача листовок, расклейка объявлений возле подъездов, в лифтах. Можно привлечь несколько клиентов, в дальнейшем их примеру последуют их друзья и знакомые, которым они расскажут о клубе – классическое «сарафанное» радио.

Расходы и окупаемость бизнеса


Для открытия бизнеса необходимо как минимум 1,5 млн. рублей. Примерная прибыль составит 100…150 тыс. руб. в месяц. Средства окупятся примерно через 1 год.

Расходы на открытие компьютерного клуба (средние показатели):

Таблица. Капитальные вложения

Ежемесячные расходы на содержание компьютерного клуба (средние показатели):

Таблица. Ежемесячные расходы

  • Специалисты говорят, что для открытия компьютерного клуба больше подходит аренда помещения. Она требует наличие меньшего стартового капитала, чем покупка собственного здания.
  • Профессионалы не рекомендуют нанимать много персонала. Осуществлять контроль за посетителями поможет установка видеокамер.
  • Для экономии бюджета администратор может совмещать обязанности кассира.
  • Нельзя использовать в работе пиратский контент. Это может привести к ответственности перед законом. Предприниматель должен убедиться, что каждая программа является оригинальной.
  • Только предоставление доступа к интернету на высокой скорости привлечет в клуб клиентов. Лучшим вариантом считается предоставление услуги в 50 мб в сек..
  • При установке цены за час использования оборудования рекомендуется ориентироваться нужно на средний уровень цен. Слишком низкая будет невыгодна, но слишком высокая отпугнет посетителей.

MS Word Объем: 33 страницы

Бизнес-план

Скачать бизнес-план

Отзывы (4)

Выбрав бизнес-план компьютерного клуба, если появилось желание и возможности попробовать себя в данном начинании, вы сможете определиться в приоритетах. Компьютерная грамотность захлестнула страну, по оценкам специалистов, уже более 70% наших сограждан осваивают искусство общения в Интернете, получают информацию из поисковых систем, пользуются социальными сетями, создают блоги и делают покупки при помощи удобных инструментов всемирной паутины. Немалую часть в огромной армии пользователей составляют и геймеры - люди, которые посвящают часть свободного времени излюбленному хобби: компьютерным играм.

Для того, чтобы документ по организации игрового клуба заработал на вас, следует сразу же верно определить, с чего начать данное дело? Аренда помещения, проведение там ремонтных работ, закупка мощных компьютеров, мониторов, удобных мышек, создание безопасного электрообеспечения будут необходимы на первом этапе. Следует подумать о привлечении в штат специалистов по компьютерным сетям, администраторов, сисадминов, техников, то есть за бесперебойным функционированием машин необходимо будет постоянно следить.

Качественный документ по открытию компьютерного салона позволит вам понять, как следует привлекать будущих клиентов, на первых порах можно организовать скидки, а также предоставлять различные бонусы постоянным членам вашего компьютерного клуба. Не забывайте о том, что следует установить мощные противовирусные программы, а также закупить лицензионные игры: стратегии, тактики, аркады, шутеры и прочие, столь полюбившиеся геймерам игрушки. Данный документ открывает путь в начинание, которое гарантирует постоянную прибыль владельцу.

Индустрия компьютерных клубов по-прежнему активно развивается, несмотря на то, что практически в каждом доме сейчас есть свой компьютер. Примечательно, что окупаемость компьютерного клуба при этом довольно высока. Доходность в бизнесе на компьютерных играх достигает 100% годовых, а иногда и больше. По прогнозам экспертов, у компьютерных клубов хорошее будущее, причем войти в этот бизнес сегодня не так уж и сложно.

Как правило, максимальные перспективы открываются перед предпринимателями в провинции, поскольку там уровень компьютеризации намного ниже, чем в центральной части России. Мало того, намечается тенденция увеличения спроса на эти услуги, так как компьютерная грамотность у жителей небольших городов растет быстрее, чем количество компьютеров на душу населения.

Коммерческий спрос подстегивает и появление все большего количеств игр так называемого «многопользовательского формата». Все это приводит к тому, что открытие компьютерного клуба предвещает предпринимателю весьма значительные доходы и активное развитие бизнеса в целом.

Активнее всего в последнее время стали развиваться крупные компьютерные клубы или интернет-кафе, подобный бизнес приносит неплохие дивиденды, хотя и проблем у предпринимателей возникает в процессе работы немало. Бизнесмены, имеющие опыт создания компьютерных клубов, утверждают, что наиболее эффективно создавать клубы не менее, чем на 30 компьютеров. Подобные заведения отличаются более высоким сервисом, что проявляется в наличии VIP-комнат, скоростного выхода в интернет, разделения на интернет-зоны и игровые залы.

Что же касается проблем, с которыми рискует столкнуться каждый предприниматель, решивший открыть игровой компьютерный клуб, то их не так уж и мало. Прежде всего, это конкуренция с более мелкими игровыми клубами, которые привлекают клиентов невысокими расценками. Противопоставить этому можно лишь существенное повышение качества услуг, а также расширением их ассортимента. Дополнительные трудности сулит предпринимателям общение с контролирующими органами, но справиться с этой задачей поможет четкое соблюдение всех требований, которые предъявляются к этому виду деятельности.

Существенную статью затрат в компьютерных клубах составляет приобретение лицензионного программного обеспечения. Скрыть нарушения, допускаемые в сфере интеллектуальной собственности, в подобных заведениях крайне сложно. Необходимость в постоянном обновлении техники, устаревающей как физически, так и морально – еще одна сложность, избежать которой не удастся ни одному бизнесмену. В особо невыгодной ситуации оказываются те предприниматели, которые решили сэкономить «на железе», купив по дешевке не слишком качественную компьютерную технику.

Сколько же нужно денег, чтобы открыть свой компьютерный клуб и постоянно развивать его? Каждый предприниматель может осуществить подобные расчеты самостоятельно, использовав на практике грамотный бизнес-плана компьютерного клуба. Готовый бизнес-проект компьютерного клуба содержит подробное описание всех технологических процессов создания компьютерного клуба. Вы узнаете, как открыть бизнес с компьютерами при минимальных вложениях в расчете на самую максимальную прибыль.

Популярные лет пятнадцать назад и затем исчезнувшие компьютерные клубы возвращаются: менее чем за год только в Москве открылось три крупных заведения общей площадью более 8 тыс. кв. м

Фото: Арсений Несходимов для РБК

В Южной Корее около 30 тыс. компьютерных клубов, в России вряд ли наберется 300», — рассказывает Ярослав Комков, управляющий партнер киберспортивного агентства Winstrike. Он только что вернулся из Азии под впечатлением: клубы расположены почти в каждом здании — вся Корея играет. Комков собирается открыть сеть компьютерных клубов в США, Европе и Азии, уже привлек инвестиции, но деталей пока не раскрывает.

Новую волну популярности клубам обеспечивает сегодня развитие киберспорта. Не у всех молодых людей есть необходимое для современных игр «железо» и тем более VR-девайсы, поясняет руководитель направления цифрового контента J’son & Partners Consulting Роберт Меликсетян. В 2016-м мировой рынок киберспорта достиг $463 млн, до 2019-го ежегодно он будет добавлять в среднем по 32,3%, следует из исследования компании Newzoo.

Россия — лидер этого движения в европейском регионе как по объему рынка ($35,4 млн), так и по аудитории (2,2 млн человек). Более того, российский сегмент индустрии в ближайшие два года будет расти в среднем на 11% в год в денежном выражении и почти на 40% по числу участников, по данным J’son & Partners Consulting. Отчасти именно поэтому компьютерные клубы в России получили вторую жизнь. Правда, для этого их пришлось перепридумать.

В клуб по записи

«В 2008 году мы внезапно обнаружили, что в клуб больше нет очереди», — вспоминает Денис Богуш, председатель Белорусской федерации киберспорта и владелец старейшего в Белоруссии компьютерного клуба «Тарантул». Рассчитанный на 40 машин, «Тарантул» был открыт в Минске в 2001-м, тогда «это было модно».

Еще в 2006-2007 годах люди записывались в «Тарантул» по телефону и стояли в очередях, с ностальгией рассказывает Богуш. «У нас существовали карты, которые мы выдавали клиентам. Чем дольше он ждал, тем больше была скидка: час ждешь — 10%, два часа — 20%. Мы знали заранее, что в 8:45 утра, после первого урока, последует куча звонков от школьников», — смеется Богуш.

В кризис 2009-го предприниматель не воспользовался тем, что клиенты утратили возможность апгрейдить свои домашние машины, так как не хватило денег на плановое обновление «железа» в клубе — тем самым он не смог привлечь в клуб новую публику. А после того как экономическая ситуация начала выправляться, у людей массово появился высокоскоростной интернет и они начали реже выбираться из дома.


Общая площадь двухэтажного здания Yota Arena составляет 5 тыс. кв. м

Богуш тогда даже хотел закрыть бизнес, но сегодня «Тарантул» не просто окупает себя, но и приносит прибыль в размере около $3 тыс. в месяц. Для сравнения, в пиковые 2002-2003 годы клуб приносил по $1,5 тыс., говорит Богуш. За 2016 год чистая прибыль составила около $30 тыс., в предыдущие годы — на $5-6 тыс. меньше. «Люди наигрались с плохой графикой, теперь им хочется достигать результатов в игре, а без мощного компьютера сделать это невозможно», — объясняет предприниматель новый виток популярности своего детища.

Под первые компьютерные клубы в 1990-е годы их владельцы арендовали любые помещения, ставили в ряд 40 компьютеров и сдавали их по 20 руб. в час, рассказывает Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce (ранее — Virtus.pro). Бокарев вспоминает, что количество таких заведений исчислялось сотнями. «Твориться в них могло все что угодно, в помещениях было постоянно накурено и никакой охраны».

С Бокаревым мы общаемся, прогуливаясь по зданию Yota Arena, открывшемуся 19 мая 2017 года. За полтора года до церемонии открытия USM Holding Алишера Усманова и партнеров пообещал инвестировать в Virtus.pro $100 млн. Топ-менеджер киберспортивного холдинга ESforce уверен: «Сегодня компьютерный клуб старого формата не выжил бы». По его мнению, людям нужны новые развлечения — возможность пользоваться VR, поесть в кафе, нужна особая атмосфера, которая создается киберспортивной атрибутикой, и все это в одном месте.

«Мекка киберспорта»

Общая площадь Yota Arena — около 5 тыс. кв. м. Помимо большого пространства для проведения киберспортивных соревнований здесь работают ресторан с копией трона из «Игры престолов» и магазин атрибутики и сувениров для геймеров FragStore. Также в Yota Arena на 216 кв. м открыт компьютерный клуб на 90 мест. Создание комплекса обошлось в $10 млн, сколько из них ушло непосредственно на компьютерный клуб, в компании не раскрывают.

Yota Arena задумана в первую очередь как площадка для встреч геймеров и проведения киберспортивных турниров, но тогда она была бы активна только в период проведения соревнований, поясняет Бокарев. Компьютерный клуб позволяет создать в Москве место для тренировок киберспортсменов. Он показывает несколько отдельных залов. Один из них спрятан за дверью убежища из игры Fallout. Внутри у входа стоят две статуи из World of Warcraft. Несмотря на геймерскую атрибутику, зал не производит впечатления места для молодежного отдыха. Посередине стоит стол с белой скатертью, красивой посудой и подсвечниками, на стене — большая «плазма» для просмотра трансляций, есть и выделенный для обслуживания гостей официант. Все рассчитано на взрослых, состоявшихся людей, потому что «портрет киберспортсмена» изменился: взрослеет и аудитория поклонников, и сами игроки. А на рынок приходят все большие деньги.


Геймеры приходят в клуб даже летом: днем — подростки, а вечером — люди старше 35 лет (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

«К нам любят приехать бывшие игроки, которые были чемпионами в начале 2000-х», — объясняет Бокарев. Они уже не так часто играют сами, но продолжают следить за турнирами, добавил он. Бокарев сам профессионально играл в Counter-Strike в 2005‒2011 годах и руководил киберспортивной командой forZe. В 2007-м он был креативным директором компьютерного клуба в Москве, но тот не окупился.

Впрочем, основная масса посетителей клуба Yota Arena — участники молодых киберспортивных команд, которые еще не играли на турнирах: им важно получить быстрый интернет, современные компьютеры и сидеть рядом друг с другом, чтобы общаться. Фанаты турниров и соревнований — ядро клуба. «Они считают Yota Arena своеобразной меккой киберспорта», — гордится топ-менеджер ESforce.

Происходящее сейчас чем-то похоже на то, что было полтора десятка лет назад, считает Бокарев: игроки вновь стихийно объединяются и основывают кланы, им нужно место, где можно собраться и не только поиграть, но и обсудить что-то. В среднем игрок проводит в клубе четыре-пять часов, хотя одна игра, например в Dota, занимает около полутора.


В современный компьютерный клуб придет не только геймер, но и человек, не знакомый с индустрией, уверен топ-менеджер ESforce Никита Бокарев (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В Yota Arena круглосуточно дежурит охрана, всегда чисто, мониторы с максимальной диагональю, удобные геймерские кресла, мышки и клавиатуры, хвалятся в холдинге. Впрочем, любители и старожилы киберспорта — вовсе не единственная аудитория, которую можно заманить в компьютерные клубы нового поколения.

Спасение от шопинга

Андрей Комогоров, экс-сотрудник «Евросети», в октябре 2015 года помогал оператору Tele2 выйти в Москву: его компания Clover Estate нашла помещения для открытия более 250 салонов связи. А уже в начале 2016 года он арендовал почти 1,3 тыс. кв. м в торговом центре (ТЦ) «Авиапарк» и открыл киберспортивный клуб Gamer Stadium. Идея пришла неожиданно. «Я увидел потенциальных клиентов: мужчины и подростки, которые скучают, пока женщины занимаются шопингом. Им уже неинтересно идти в «Кидзанию», а кино — это долго». Комогоров называет Gamer Stadium стадионом.

В открытие Gamer Stadium он вложил $500 тыс. личных сбережений. Они пошли на строительство площадки, закупку компьютеров и мебели. Выйти в операционный ноль удалось в первый месяц работы. Комогоров хотел сократить часть расходов и получить компьютеры в обмен на продвижение производителей в клубе, но план не сработал и закупка «железа» обошлась в 5 млн руб. Стоимость оборудования одного места для профессионального игрока начинается от 100 тыс. руб., уточняет Комогоров.


Игроки проводят в клубе в среднем четыре-пять часов. Формат заведений изменился: в них есть еда, напитки, охрана и техподдержка (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В рознице игровой комплект из компьютера и монитора может стоить от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей, рассказывает генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко. В 2017 году компания поставила компьютеры и мониторы для клуба Cyberspace на «несколько десятков тысяч долларов», оборудовав большую часть мест (их общее число — 97). Клуб «на специальных условиях» закупил десктопы Acer GX 781 и мониторы Predator XB241 — их рекомендованная розничная цена составляет 99,9 тыс. и 37,9 тыс. руб. соответственно, добавляет Кравченко.

Через два года клуб Gamer Stadium должен окупить вложения. Тогда Комогоров начнет расширять сеть на российские города-миллионники: фокусироваться предприниматель планирует на образовательных лекциях и проектах, связанных с ИТ. К примеру, Комогоров ведет переговоры с Microsoft и Mail.Ru Group об организации обучающих курсов. Уже сейчас одну из комнат с компьютерами в Gamer Studium арендует школа «Алгоритм».

«Одиночки» — посетители ТЦ и игроманы — приносят Gamer Stadium свыше 500 тыс. руб. в месяц, рассказывает Комогоров. «В ретейле лето — мертвый сезон, но даже в июне дела шли хорошо: плохая погода в Москве сыграла нам на руку», — радуется владелец компьютерного клуба.

При покупке клубной карты Gamer Stadium за 1 тыс. руб. все услуги заведения и товары в баре приобретаются с 50-процентной скидкой, например, час игры обойдется в 100 руб. вместо 200 руб. Для сравнения, 60 игровых минут в Yota Arena стоят 50 руб. (один из самых низких ценников на рынке), в Cyberspace — от бесплатного промо до 150 руб. в зависимости от времени суток.


Андрей Комогоров планирует открывать компьютерные клубы в торговых центрах в каждом городе-миллионнике (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

Впрочем, большую часть выручки Gamer Stadium получает с корпоративных клиентов: стоимость аренды клуба с услугами персонала на целый день начинается от 118 тыс. руб. Только в мае 2017 года в заведении Комогорова прошло семь мероприятий. Ставку на корпоративных клиентов делает и клуб Yota Arena. Площадка может достаться компании бесплатно, главное — оплата обслуживания в ресторане, еда и алкоголь, рассказывает Бокарев. Средний чек в ресторане составляет 1,5-2 тыс. руб. на человека, пока прошло три крупных мероприятия. На быструю окупаемость в Yota Arena не рассчитывают: весной 2017 года управляющий партнер ESforce Holding Антон Черепенников рассказывал, что горизонт планирования — семь лет.

В Сyberspace, принадлежащем ИТ-дистрибьютору Pronet и заработавшем в ТЦ «Ривьера» в июле 2017 года на площади в 2 тыс. кв. м, решили не зацикливаться на корпоративных клиентах. За месяц работы доходы делятся поровну — от посетителей и организации мероприятий, рассказала представитель компании Мария Королева. Кроме того, у Сyberspace появился крупный «стратегический партнер» — российская киберспортивная компания Vega Squadron. Если на тренировочной базе в Подмосковье не хватает места, игроки приезжают в «Ривьеру», рассказал создатель и владелец Vega Squadron Алексей Кондаков. Сyberspace так получает дополнительную аудиторию: фанаты команды приходят пообщаться со своими кумирами в клуб и тратят там деньги, отметил Кондаков.

«Есть несколько громких открытий [компьютерных клубов в Москве], но это вряд ли станет массовым явлением», — сомневается в перспективности тренда основатель издания про игры Kanobu Гаджи Махтиев. Впрочем, очереди выстраиваются, а значит, уже что-то в реинкарнации клубов напоминает посетителям о прошлом, рассуждает он.

В современном мире без интернета практически не обойтись. Несмотря на то, что с каждым днем он становится все более популярен в частных домах и квартирах, не везде еще есть возможность протянуть оптоволокно и сделать трафик доступным и недорогим. В этом случае отличной альтернативой может стать специализированное заведение, предоставляющее доступ к интернету за определенную плату. Это может быть крупный интернет-клуб или сравнительно небольшой. В последнем варианте арендуется небольшое помещение, в котором оборудуется до 20 рабочих мест с компьютерами и программным обеспечением.

Большой компьютерный клуб имеет 30-50 довольно мощных машин со скоростным интернетом, VIP-комнаты и кафе. Заведения такого масштаба окупаются медленно, так как требуют серьезных капиталовложений, зато у них обычно не возникает проблем с контролирующими органами. Но независимо от формата будущего заведения, обязательно понадобится грамотный и точный бизнес план компьютерного клуба.

Юридические вопросы

Любой бизнес должен быть легальным с юридической точки зрения, и игровой не является исключением. Лучшая организационно-правовая форма для открытия компьютерного клуба - ИП (индивидуальный предприниматель). Предварительно необходимо придумать запоминающееся и звучное название клубу, которое имеет отношение к компьютерной тематике.

Для того чтобы зарегистрировать заведение, понадобится:

  • заявление о регистрации;
  • учредительный договор;
  • устав будущего предприятия и данные об учредителе клуба;
  • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины;
  • документы, которые подтверждают согласие антимонопольных органов.

Также необходимо уладить все вопросы с контролирующими органами. Обычно бывает сложно соблюсти все требования, поэтому их решение будет зависеть от многих факторов. Чтобы заведение работало круглосуточно, понадобится получить разрешение в отделении полиции.

Если планируется открытие небольшого игрового компьютерного клуба, то не имеет смысл сразу же тратить деньги на покупку лицензионного программного обеспечения, но при этом все же нужно учитывать, что в будущем приобрести его будет необходимо. Сделать это можно через российские представительства компаний-производителей. Перед установкой лицензионной программы понадобится специальная лицензия, которая разрешает ее коммерческое использование. Ее можно купить у компании-дистрибьютора, стоимость лицензии рассчитывается индивидуально для каждого компьютерного клуба.

Вернуться к оглавлению

Выбор месторасположения

Лучшее место для открытия подобного заведения - спальный район, имеющий большую численность населения или улица, где сконцентрировано значительное количество учебных заведений. Удачное место для размещения компьютерного клуба - оживленный перекресток, район рынка или крупного магазина. В жилых домах открывать заведение такого плана нежелательно, так как публика игрового компьютерного клуба довольно шумная, поэтому жильцы обязательно будут жаловаться. К тому же в жилом доме клуб чаще всего находится в подвале, соответственно, получить разрешения от санэпидемстанции и пожарной инспекции будет трудно.

Стоимость аренды за квадратный м в спальных районах обычно невысокая, поэтому и годовая оплата не будет слишком большой.

Вернуться к оглавлению

Клиенты и спрос на услуги

Основными посетителями компьютерного клуба будут:

  • студенты и школьники, посещающие заведение не только в учебных целях, но и для игры;
  • клиенты разных возрастов, которые нечасто ходят в компьютерный клуб.

Учитывая то, что достаточно развита сфера распространения компьютерных услуг, основное внимание в процессе разработки проекта необходимо уделить взаимоотношениям между пользователем и продавцом.

Необходимо сделать основной акцент на квалификацию, компетентность и доброжелательность менеджеров, которые будут обслуживать игровой зал.

Услуги компьютерного клуба практически всегда востребованы. Но при этом возможны сезонные отклонения в меньшую или большую сторону. В период экзаменов и сессий в вузах значительно увеличивается посещаемость с учебной целью, игры же начинают интересовать потенциальных клиентов во время школьных каникул.

В процессе ценообразования важно учитывать покупательную способность предполагаемых клиентов и качество предоставляемых услуг.

Вернуться к оглавлению

Необходимое оборудование и наем персонала

Следующий шаг - покупка оборудования. Здесь важно не экономить на приобретении необходимой техники, так как многие посетители приходят поиграть в компьютерный клуб, а игры требуют качественного и современного оборудования. Поэтому чем мощнее будет техника, тем более посещаемым окажется заведение. Еще понадобится приобрести принтеры и сканеры, соответствующую мебель: столы, стулья; оборудовать рабочее место администратора.

Далее нужно подобрать подходящий персонал для работы. Для технической поддержки и настройки компьютерной техники и программного обеспечения понадобится несколько человек. Можно пригласить студентов профильных вузов, которые живут поблизости. Если говорить о небольшом клубе, то для его нормальной работы будет достаточно 3-4 человек, которые будут обслуживать ПО и работать с клиентами. Еще понадобится один системный администратор. В основном, компьютерные клубы работают круглосуточно, поэтому нужно организовать работу в две смены. Не обойтись и без охранника, так как в заведении будет находиться дорогостоящее оборудование.

Для официального оформления персонала понадобится регистрация трудового договора во многих инстанциях, таких как налоговая, фонды социального, пенсионного и медицинского страхования. Потребуется вести расчетно-платежные ведомости, заводить на каждого работника трудовые книжки и налоговые карточки. Поэтому если есть возможность, лучше договориться с крупной организацией, чтобы именно там зарегистрировали персонал, а после - сдали в аренду клубу. В итоге можно избавиться от бумажной волокиты, которой будет заниматься отдел кадров предприятия. Для ведения бухгалтерского учета понадобится бухгалтер, если этим делом не сможет заниматься сам владелец клуба.

Вернуться к оглавлению

Способы эффективной рекламы

После открытия нового компьютерного клуба можно приступать к рекламной кампании. Для этого понадобится:

  • расклеить на школах и подъездах домов листовки с расценками и адресом клуба (перед тем, как составлять макет объявления, важно учесть, что основная целевая аудитория подростки 10-18 лет);
  • разместить объявления в интернете на специализированных сайтах;
  • создать заметную и яркую вывеску с подробным списком предоставляемых услуг;
  • регулярно устраивать различные акции и турниры;
  • создать систему скидок, например, для клиентов, которые работают более трех часов подряд.

Вернуться к оглавлению

Развитие компьютерного клуба

Для недавно открывшегося заведения важно обеспечить достаточный уровень сервиса, потому что большинство компьютерных клубов обычно невнимательно относятся к своим клиентам. Так как в данном месте обычно собирается специфическая публика, то и действовать надо нестандартно. Бывают такие ситуации, когда старшие ребята требуют деньги у младших. Поэтому как вариант можно выдать хулиганам бесплатный абонемент на месяц. Еще можно попытаться привлечь внимание посетителей к своему заведению с помощью различных конкурсов с денежным вознаграждением. Или создать доску почета.

Необходимо придумывать и осуществлять оригинальные идеи, в результате постоянное развитие даже небольшого клуба поможет значительно повысить ежемесячную выручку с каждого компьютера. Со временем заведение сможет перейти на новый уровень, клиентами которого будет обеспеченная публика. Можно будет предоставлять следующие услуги:

  • высокоскоростной доступ в интернет;
  • копирование и запись дисков;
  • работу с офисными приложениями;
  • сканирование различных документов;
  • распечатку файлов;
  • ксерокопирование;
  • проведение компьютерных курсов.

Возможно, понадобится создать два зала: один, игровой, - для молодежи, другой - для более серьезных клиентов.