1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

9. Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

10. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

11. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • средства планирования закупок;
  • основные особенности размещения документов планирования в ЕИС;
  • порядок формирования, утверждения, размещения и внесения изменений в план-график закупок и план закупок;
  • порядок обоснования и нормирования закупок;

уметь

  • применять нормативы и методы обоснования закупок в процессе планирования закупок;
  • формировать календарь планирования закупок;

владеть

  • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов закупок;
  • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов-графиков закупок.

Правовое регулирование планирования закупок

Основы правового регулирования процесса планирования закупок установлены в гл. 2 Закона о контрактной системе. Планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа.

С 1 января 2016 г. вводятся обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. 16, 17, 18 Закона о контрактной системе).

Заказчик формирует (вносит изменения) план исходя из целей закупок и с учетом установленных требований к закупаемой продукции (в том числе предельной цены и (или) нормативных затрат на обеспечение деятельности заказчика). При этом план закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе). Бюджетные учреждения должны утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана своей финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона о контрактной системе). Утвержденный план закупок (в том числе в результате внесения изменений) размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Заказчик вправе разместить план закупок в иных источниках - печатных изданиях или в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Тип заказчика определяет порядок формирования и утверждения плана.

Так, государственные заказчики, действующие от имени РФ, первоначально формируют план закупок и представляют его не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок. При необходимости они корректируют их по согласованию с главными распорядителями в процессе составления проектов бюджетных смет и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней.

ФГБУ формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, для учета при формировании обоснований бюджетных ассигнования. Корректировка плана закупок при необходимости производится по согласованию с тем же органом в процессе составления проектов планов их финансово-хозяйственной деятельности и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями. Процесс планирования начинается после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений. При необходимости данные заказчики уточняют планы закупок. После их уточнения и заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ план закупок утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидий.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета. Процесс планирования начинается после принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ. Далее эти заказчики уточняют при необходимости планы закупок. После их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении.

Заказчик формирует план закупок на срок, соответствующий сроку действия законодательного, правового акта о бюджете (федеральном, субъекта РФ, местном), бюджетах внебюджетных фондов (государственных, территориальных). Несмотря на то, что бюджеты составляются на очередной финансовый год и плановый период, в планы закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода (с учетом положений бюджетного законодательства РФ, а также с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок).

Действует следующая система правового регулирования в области формирования, утверждения и ведения планов закупок.

  • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд утвержден постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • Требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается высшим исполнительным органом соответственно государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • Требования к форме планов закупок установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • Порядок размещения планов закупок в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 .

В планы закупок включаются следующие данные:

  • 2) цель осуществления закупки;
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6) обоснование закупки;
  • 7) информация о закупках продукции, которую по причине ее технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначенной для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки.

Важно знать

Идентификационный код закупки представляет собой число, состоящее из 36 цифр, разделенных на следующие разряды:

  • 1-2 цифры - год размещения извещения или заключения контракта в формате двух последних цифр года;
  • 3-22 цифры - идентификационный код заказчика, состоящий из кода формы собственности, ИГТГТ и КПП;
  • 23-26 цифры - номер закупки в плане закупки;
  • 27-29 цифры - номер закупки в плане-графике;
  • 30-33 цифры - общероссийский классификатор продукции относительно вида экономической деятельности;
  • 34-36 цифры - код вида расходов.

няты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований;

  • г) изменение доведенного до государственного заказчика, действующего от имени РФ, объема прав в денежном выражении, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
  • д) реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  • е) использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
  • ж) выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • з) изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • и) возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Планы-графики представляют собой перечень закупок продукции на финансовый год, сформированный в соответствии с планами закупок по установленной форме, и являются основанием для осуществления закупок.

На 2016 г. заказчики составляют план-график закупок в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона о контрактной системе с учетом особенностей, которые установлены Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. Данный акт формулирует особенности размещения в ЕИС планов-графиков размещения заказов па 2015-2016 гг. Таким образом, в 2016 г. заканчивается переходный период между Законом о контрактной системе и Законом о размещении закупок.

Важно знать

Традиционным (и самым трудоемким) способом размещения плана-графика в ЕИС является его заполнение на сайте zakupki.gov.ru «с нуля» или путем копирования плана-графика за предыдущий год. Кроме периодов, когда работа на сайте невозможна по техническим причинам (в такие периоды можно использовать оффлайн- клиент сайта), трудность заполнения формы плана-графика заключается в отсутствии удобных калькуляторов и справочников для расчета сроков проведения закупок, указания кодов, расчета НМЦК (цены контракта). Отсутствуют сервисы, которые предупреждают об ошибке заполнения данных, к примеру, при выборе способа закупки. Специализированные платные программы направлены на автоматизацию действий контрактных управляющих, помогают отслеживать и предупреждать возможные ошибки, содержат удобные сервисы для формирования расчетных данных.

Напомним, что регламентации переходного периода посвящена гл. 8 Закона о контрактной системе - «Заключительные положения». В частности, ими установлены случаи, когда: а) изменения в планы закупок и планы-графики закупок не вносятся; б) в отчет об исполнении контракта о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику (п. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе).

С 1 января 2016 г. заказчики обязаны обосновывать все закупки, которые включаются как в план закупок, так и в план-график закупок, в том числе доказывая соответствие планируемых закупок целям, установленным Законом о контрактной системе. Обоснованию в плане-графике закупок подлежит НМ ЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований).

Действует следующая система нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок.

  • В отношении обеспечения федеральных нужд постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 установлен порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд.
  • В отношении обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией на основе требований, установленных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 1 .
  • Требования к форме плана-графика также установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 и постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов РФ, муниципальных нужд соответственно.
  • Порядок размещения планов-графиков в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная ПМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата), этапы оплаты (если предусмотрена поэтапная оплата);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения критерия);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

В отношении централизованных закупок, совместных закупок, осуществляемых закрытыми способами, могут быть предусмотрены особенности включения в план-график информации о таких закупках, устанавливаемые Правительством РФ. Кроме того, перечень информации, включаемой в план-график, может быть дополнен Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

План-график формируется ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Он включает информацию о закупках в течение года, но если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в план-график закупок также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта. В этом случае в план-график включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Разработкой плана-графика закупок (равно как и плана закупок) занимается контрактная служба, контрактный управляющий, к разработке и размещению плана привлекается уполномоченный орган, учреждение в рамках возложенных полномочий (при централизованных закупках). Ими осуществляется не только разработка плана-графика, но и подготовка изменений в него, а также размещение в ЕИС утвержденных планов-графиков и изменений к ним. При формировании плана-графика закупок ответственным лицам необходимо осуществить ряд действий.

В частности, необходимо собрать информацию обо всех видах продукции (товарах, работах, услугах), которую планируется закупить в течение года: наименование объектов закупки, минимальные требования к ним и примерные сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По результатам этой работы формируется совокупный годовой объем закупок, от величины которого необходимо определить: 1) минимальный объем закупок у СМП, СОНКО; 2) максимальный объем закупок путем проведения запроса котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Также следует учитывать, что, например, в план-график 2016 г. включаются закупки, которые планируется осуществить именно в этом году, при том что закупка начинается с момента размещения в ЕИС извещения (направляется приглашение принять участие) либо с момента заключения контракта (п. 2, 3 Закона о контрактной системе).

Важно знать

СГОЗ включает весь объем финансового обеспечения, которое будет направлено (доведено) заказчику в течение календарного года (п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе). В этот объем также включаются денежные средства на оплату контрактов, заключенных в предыдущих годах.

Собрав необходимую информацию о закупках, ответственные лица заказчика заполняют утвержденную форму плана-графика закупок. Форма плана-графика предполагает заполнение сведений о заказчике, описание условий контракта, условий финансового обеспечения закупки, указание кода размещения заказа (КБК, по которому будет произведена оплата закупки), указание способа закупки и срок начала процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Важно знать

Если заказчик не планирует осуществлять закупки в следующем финансовом году, ему, тем не менее, необходимо разработать и сформировать план-график закупок, заполнив сведения о заказчике, и разместить в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Сроки и порядок утверждения плана-графика, так же как и в случае с утверждением планов закупок, зависят от типа заказчика. По общему правилу план-график утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансовохозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Государственные заказчики, действующие от имени РФ, при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ. В указанные сроки они формируют планы-графики закупок (после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ), при необходимости уточняют их. После доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план-график в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав.

ФГБУ при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя. Момент начала работы над разработкой плана совпадает с государственными заказчиками. ФГБУ при необходимости уточняют планы-графики закупок и в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности утверждают план-график закупок.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, также формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ. После уточнения (при необходимости) заключения соглашений о предоставлении субсидий план-график утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашений о предоставлении субсидий. Напомним, что субсидии предоставляются для осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, начинают формирование плана- графика закупок так же, как и иные указанные выше типы заказчиков. Так же, как и государственные заказчики, действующие от имени РФ, они уточняют при необходимости планы-графики и в течение 10 рабочих дней после доведения на лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении утверждают его.

Важно знать

Положение ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, вступает в силу с 1 января 2017 г.

Утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения. Планы-графики на 2016 г. размещаются с учетом положений приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. В частности, в нем указаны случаи (п. 7) размещения плана-графика в день его утверждения; а также случаи внесения изменений не позднее, чем за 1 день до дня размещения извещения (направления приглашения принять участие) (п. 8).

Внесение изменений в план-график но каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Внесенные изменения также подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика.

Размещение в ЕИС планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется заказчиками:

  • а) в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом заказчика электронной подписью;
  • б) с учетом порядка функционирования ЕИС;
  • в) по форме в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554;
  • г) на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).
  • Формирование, утверждение и ведение планов закупок осуществляются от лица соответствующих органов (органов управления), передавших данным заказчикам свои полномочия.
  • Планы закупок и планы-графики закупок федеральные заказчики размещаютв ЕИС посредством взаимодействия ЕИС и ИС «Электронный бюджет». Заказчикисубъектов РФ и муниципальные заказчики размещают данные путем заполненияэкранных форм в ЕИС или взаимодействии ЕИС и региональных (муниципальных)ИС (порядок вступает в силу 1 января 2017 г.).
  • Кроме того, уполномоченными органами может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок. Для обеспеченияфедеральных нужд состав дополнительной информации определяет Правительство РФ. Для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальныхнужд - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации соответственно. Основаниями для внесения изменений в утвержденные планы закупокв случае необходимости являются: а) приведение планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями целей осуществления закупок, требований к закупаемой продукции;
  • дней со дня утверждения требований, установленных постановлением ПравительстваРФ от 05.06.2015 № 554.
  • Закон о контрактной системе запрещает размещение в ЕИС документации о закупке, извещений об осуществлении закупки (приглашений принять участие в закупке, проводимой закрытым способом), которые не соответствуют информации, указанной в планах-графиках. Для обеспеченияреализации данной нормы установлен перечень случаев внесения в план-график изменений:
  • увеличение или уменьшение НМЦК, цены контракта, заключаемогос единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенногообязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • использование в соответствии с законодательством РФ экономии,полученной при осуществлении закупки;
  • выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числеоб аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков,исполнителей);
  • возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на датуутверждения плана-графика закупок было невозможно. Размещение планов-графиков в ЕИС осуществляется в следующемпорядке. Планы-графики подлежат размещению не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случае еслиплан-график содержит сведения, составляющие государственную тайну, онподлежит размещению за исключением такого рода сведений.

Белов Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена новеллам законодательного регулирования процесса планирования в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются вопросы, тесно связанные с планированием: обоснование закупок, нормирование закупок, общественное обсуждение закупок. Обращается внимание на необходимость расширения горизонта планирования в рамках формируемой контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система; закупки товаров, работ, услуг; государственные и муниципальные нужды; планирование.

Planning in contract system

Belov Valery Yevgenyevich, Candidate of Law, Associate Professor of Civil and Family Law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article is devoted to novels of legislative regulation of planning process in purchasing system in sphere of goods, works, services procurement for public service. It considers the issues, closely connected to planning: substantiation of procurements, norming of procurements, public hearings of procurements. Attention directed to necessity of extension of planning horizon under forming purchasing system.

Key words: purchasing system; procurement of goods, works, services; state and municipal requirements; planning.

Особое внимание в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон о контрактной системе), вступающем в силу с 1 января 2014 г., уделено вопросам планирования. В частности, это нашло отражение в содержании принципа единства контрактной системы в сфере закупок. В ст. 11 рассматриваемого Закона применительно к указанному принципу говорится об обеспечении государственных и муниципальных нужд посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Вопросам планирования закупок посвящена отдельная глава рассматриваемого Закона. Следует отметить, что в ныне действующем Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) <2> лишь вскользь упоминаются рассматриваемые вопросы <3>. В Законе о контрактной системе рассматриваемые вопросы, касающиеся планирования, изложены достаточно развернуто и систематизированно.

<2> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<3> В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основании данной нормы издан Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" // Российская газета. 2012. 22 февр.

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения заказчиками двух видов документов:

планов закупок, формируемых на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете;

планов-графиков, содержащих перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (на очередной финансовый год).

В рассматриваемом Законе отмечается, что планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок. К последним в соответствии с данным Законом, помимо прочего, отнесены достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных:

государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования федерального уровня);

государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования регионального уровня);

муниципальными программами (ст. 13).

Таким образом, закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассматриваются в качестве механизма реализации различного уровня среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны.

Статья 17 Закона о контрактной системе посвящена планам закупок. В последних, в частности, должны быть отражены цели осуществления закупки, наименование и объем закупаемых товаров (работ, услуг), обоснование закупки, информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (при необходимости).

Планы закупок могут быть изменены в случаях, установленных Законом, в частности, при изменении целей осуществления закупок либо требований к закупаемым товарам (работам, услугам).

Закон о контрактной системе предполагает, что план закупок должен быть сформирован государственным или муниципальным заказчиком при составлении и рассмотрении проектов соответствующих бюджетов и утвержден в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего заказчика объема его прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение соответствующих обязательств. План закупок бюджетного учреждения должен быть сформирован последним при планировании его финансово-хозяйственной деятельности и утвержден в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. План закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Законом предусмотрено, что Правительством РФ должны быть установлены порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок и порядку размещения таких планов в единой информационной системе <4>. Положения Закона, касающиеся планов закупок, вступают в силу с 1 января 2015 г.

<4> Следует отметить, что Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с данным документом в 2013 - 2015 гг. должны быть разработаны и приняты 53 постановления и распоряжения Правительства РФ, а также 14 ведомственных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, кроме планов закупок на основе последних должны будут составляться планы-графики закупок. В ст. 21 рассматриваемого Закона определено содержание планов-графиков. В них, в частности, должны быть отражены наименование и описание объекта закупки, дополнительные требования к участникам закупки (при необходимости), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и соответствующее обоснование.

План-график должен быть разработан и утвержден заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности.

В план-график должны быть внесены соответствующие изменения в случае внесения изменений в план закупок, а также в ряде иных случаев, установленных Законом. К последним, в частности, отнесены случаи увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса.

План-график, а также вносимые в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения данного документа.

Положения ст. 21 Закона о контрактной системе, касающиеся планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 г. Единственным исключением является норма о том, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21). Данные положения вступят в силу с 1 января 2016 г.

Как и в отношении планов закупок, Правительством РФ применительно к закупкам всех уровней должны быть установлены соответствующие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков, а также требования к их форме и порядку размещения в единой информационной системе.

В Законе о контрактной системе отмечается, что особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) <5>.

<5> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

В этой связи следует отметить, что оборонный заказ формируется на основе ряда программных документов. К последним, в частности, относятся военная доктрина; планы строительства и развития Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов; государственная программа вооружения; долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности государства. Детальный порядок формирования государственного оборонного заказа установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 724 "О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей" <6>. В соответствии с утвержденными Правилами проект оборонного заказа разрабатывается в три этапа:

<6> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5310.

  1. разработка предложений по основным показателям оборонного заказа и их составу, оптимизация показателей и их увязка с параметрами перспективного финансового плана страны;
  2. выработка предложений по основным параметрам оборонного заказа - по номенклатуре, объемам продукции (работ, услуг) и прогнозируемым ценам на нее; формирование проекта основных показателей оборонного заказа;
  3. формирование проекта оборонного заказа и представление в Правительство РФ.

С вопросами планирования (формированием планов, планов-графиков закупок) неразрывно связан и ряд других вопросов, нашедших непосредственное отражение в гл. 2 Закона о контрактной системе, посвященной планированию в сфере закупок.

Обоснование закупок. В ст. 18 рассматриваемого Закона отмечается, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, о которых говорилось ранее. При формировании плана закупок должна быть обоснована необходимость закупки того или иного объекта (объектов) с учетом реализуемой цели закупки и требований к закупаемым товару, работе, услуге. При этом должны учитываться предельные цены на соответствующий товар (работу, услугу), а в случае необходимости и нормативные затраты на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Другими словами, речь идет об обосновании того, что закупается и какие денежные средства выделяются на ту или иную закупку. Решение данной задачи является особо актуальной на фоне многочисленных фактов, свидетельствующих о закупках (попытках закупки) заказчиками товаров, необходимость закупки которых либо вообще отсутствует, либо речь идет о необоснованно дорогостоящих автомобилях, мебели и т.п.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и дополнительные требования к участникам закупки.

Закон содержит положение о том, что при проведении мониторинга, аудита или контроля в сфере закупок должна будет проводиться оценка обоснованности закупки, в результате чего закупка может быть признана необоснованной. Последствиями такого признания станет выдача предписаний об устранении нарушений и привлечение к административной ответственности виновных лиц. Порядок обоснования закупок и форма обоснования будут установлены Правительством РФ. Таким образом, от обоснования лишь начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренного в ныне действующем Законе о размещении заказов, должен быть осуществлен переход в том числе к обоснованию самого предмета закупки, т.е. решение вопроса, не только по какой цене закупать, но и что конкретно следует (можно) закупать. Рассматриваемые нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г.

С вопросом обоснования закупок неразрывно связан и вопрос нормирования в сфере закупок . В ст. 19 Закона о контрактной системе, посвященной данному вопросу, содержится определение понятия "нормирование". Под последним понимается "установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов". Закон расшифровывает и составляющую данного определения, касающуюся требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под такого рода требованиями понимаются "требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вполне очевидно, что если речь идет, например, о требованиях к закупаемым мебели или автомобилю, то они могут и должны отличаться в зависимости от того, для кого этот товар закупается (главы администрации сельского поселения или губернатора). В то же время и в первом, и во втором случае должны существовать определенные ограничения, касающиеся предмета закупки.

Правительством РФ должны быть установлены общие правила нормирования, включая общие требования к порядку разработки, принятия, содержанию и обеспечению исполнения актов о нормировании, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на них) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

На основании вышеуказанных общих правил соответствующими органами исполнительной власти будут установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. Требования по нормированию будут разработаны и для иных заказчиков: казенных, бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Акты по нормированию также подлежат размещению в единой информационной системе.

Общественное обсуждение закупок. Рассматриваемый вопрос нашел отражение в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" <7>. В данном акте в части совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок говорится о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб., включая формирование начальной цены контрактов. Фактически речь идет о форме общественного контроля в рассматриваемой сфере: налогоплательщику не должно быть безразлично, на какие цели расходуются соответствующие денежные средства.

<7> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2333.

Письмом Правительства РФ от 2 августа 2012 г. N АД-П13-4450 <8> предусмотрено общественное обсуждение крупных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить применение с 10 августа 2012 г. в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб. при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, а также нужд федеральных государственных бюджетных учреждений (далее также - порядок общественного обсуждения) <9>.

<8> www.economy.gov.ru
<9> www.economy.gov.ru

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в свою очередь рекомендовано организовать применение государственными и муниципальными заказчиками с указанной даты в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка.

В ст. 20 Закона о контрактной системе говорится о том, что Правительство РФ должно будет установить случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и порядок такого обсуждения. При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно будет предусмотреть иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок соответственно для региональных и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

Последствием обязательного общественного обсуждения закупок может стать внесение изменений в планы и планы-графики закупок, документацию о закупках. В определенных случаях закупки могут быть вообще отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Положения ст. 20 Закона об обязательном общественном обсуждении закупок должны вступить в силу с 1 января 2016 г. До этого времени будет сохранен ныне действующий порядок общественного обсуждения закупок.

В гл. 2 Закона о контрактной системе также содержатся нормы о начальной (максимальной) цене контракта и цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ст. 22). Определение и обоснование соответствующих цен должны осуществляться заказчиком с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного метода; затратного метода. В случае невозможности применения указанных методов заказчик вправе применить иные методы. При этом требуется в обоснование соответствующих цен включить и обоснование невозможности применения вышеуказанных методов. В данной статье выделяются признаки идентичных и однородных товаров (работ, услуг), а также признаки сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок <10> будут разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

<10> В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru) Министерство экономического развития РФ определено в качестве федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статья 23 Закона о контрактной системе посвящена идентификационному коду закупки и каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок формирования идентификационного кода закупки будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

С 1 января 2017 г. наименование объекта закупки в установленных законом случаях будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Правительство РФ должно будет установить порядок формирования и ведения в единой информационной системе указанного каталога, а также правила его использования.

Необходимо обратить внимание на сроки планирования в контрактной системе, позволяющие говорить лишь о краткосрочном планировании. В то же время в ряде программных документов отмечается необходимость перехода не только к среднесрочному, но и к долгосрочному планированию (прогнозированию) в рамках формируемой контрактной системы. Так, вопросы, связанные с формированием контрактной системы России (в том числе в части планирования и прогнозирования), были затронуты в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. <11>. В этом программном документе, в частности, говорится о необходимости определения на ближайшие три года прогнозных планов закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний. Согласно рассматриваемому документу в дальнейшем предполагается расширить горизонт прогнозирования до 5 - 7 лет, т.е. речь идет о переходе к среднесрочному планированию (прогнозированию) в рассматриваемой сфере.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р <12> (далее - Стратегия инновационного развития), вопросам формирования контрактной системы посвящен п. 3 разд. VIII "Инновационное государство". В соответствии с данным программным документом предполагается, что контрактная система позволит осуществлять средне- и долгосрочное планирование государственных закупок и информировать предпринимательский сектор о прогнозируемой потребности в инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа. Особо выделено направление, связанное с формированием прогнозов (на 5 - 7 лет) и планов государственных закупок, включающих инновационный компонент.

<12> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Пока же согласно нормам рассматриваемого Закона планирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет носить краткосрочный характер, не выходя за рамки трехлетнего периода.

В заключение необходимо отметить следующее.

Принятие Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является важным этапом в дальнейшем развитии правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, в том числе в части планирования и связанных с ним вопросов обоснования и нормирования закупок, их общественного обсуждения и т.д. В перспективе следует говорить о переходе от краткосрочного к среднесрочному и долгосрочному планированию в рамках формируемой контрактной системы.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете планирование закупок согласно ст.16 44-ФЗ предусматривает формирование плана закупок на трехлетний период и на один год. Причем эти два документа должны формироваться и использоваться в работе одновременно. Т.е. в 2016 году заказчики начнут готовить эти документы на период 2017-2019 г.г. В этой статье мы с вами подробно поговорим о планах закупок. Разберемся, что они собой представляют, какую информацию в себе содержат, а также где и кем размещаются. Материал статьи будет полезен, как заказчикам, так и участникам закупок.

1. Что такое план закупок?

План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.

Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.

План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.

Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:

  • порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
  • требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях (Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)

2. Какая информация должна содержаться в плане закупок?

Согласно ч.2 ст.17 44-ФЗ в ПЗ должна содержаться следующая информация:

1. идентификационный код закупки (Примечание: Данный код формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию);

2. цель осуществления закупки;

3. наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;

4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6. обоснование закупки (Примечание: Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснование закупки является приложением к плану закупок. Правила обоснования, а также формы обоснования закупок определены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»);

7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;

9. дополнительная информация, предусмотренная для включения в ПЗ Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Примечание: План закупок вы можете сделать автоматически в программе .

3. Форма плана закупок

Нормативное правовое регулирование планирования закупок осуществляется по уровням бюджетного финансирования. Т.е. форма, порядок формирования, утверждения, размещения ПЗ устанавливаются для заказчиков каждого уровня бюджетного финансирования соответственно:

  • для заказчика федерального уровня (Правительством РФ);
  • для заказчиков уровня субъекта РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
  • для муниципальных заказчиков (местными администрациями).

Таким образом, заказчикам федерального уровня при подготовке ПЗ необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

(xls, 39 Кб).

А для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципальных заказчиков необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», а также порядком ведения ПЗ, утвержденным субъектом РФ (местной администрацией).

Т.е. субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ на своем уровне с учетом требований Постановления № 1043, и имеют возможность корректировать следующие параметры:

  • сроки формирования ПЗ;
  • основания для внесения изменений в ПЗ (помимо тех, что предусмотрены Правительством РФ);
  • дополнительные сведения, включаемые в формы ПЗ.

(xls, 39 Кб).

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.7 ст.17 44-ФЗ).

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ч.8 ст.17 44-ФЗ).

4. Внесение изменений в планы закупок

Согласно ч.6 ст. 17 44-ФЗ ПЗ подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением целей осуществления закупок и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие изменениям, вносимым в федеральный бюджет (бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) на текущий финансовый год и плановый период;

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

5) использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

5. Публикация плана закупок

Утвержденный ПЗ подлежит размещению в в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч.9 ст.17 44-ФЗ).

Также заказчики вправе размещать ПЗ на своих сайтах в сети интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (ч.10 ст.17 44-ФЗ).

О том, как составить план закупок и план-график закупок на 2016 год рассказывается в этом видео:

Вот мы с вами и рассмотрели, что собой представляют планы закупок по 44-ФЗ. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Этап I. Собрать информацию о потребностях заказчика

Определить и сформулировать предмет закупок (товаров, работ, услуг), установить требуемый объем закупаемой продукции, ее качественные характеристики и время поставки), а также выделенные заказчику объемы финансирования, планируемые внебюджетные поступления, код вида расходов согласно бюджетной классификации.

Указанная информация требуется для присвоения закупкам идентификационного кода, их обоснования и заполнения формы плана.

Этап II. Провести анализ и обобщение собранной информации, ее классификацию по видам закупаемых товаров, работ, услуг, а также по периодам (например, кварталам), в которых должны быть произведены закупки.

На этом этапе необходимо осуществлять мониторинг и оценку целесообразности осуществления конкретных закупок, отвечая на следующие вопросы:

Какие потребности будут удовлетворены посредством закупки данной продукции?

Кто является потребителем закупаемой продукции и каково их количество (например, если продукция закупается для реализации какой-либо социальной программы, то объем должен соответствовать количеству прямых бла- гополучателей)?

Закупалась ли ранее подобная продукция, если да, то объем должен быть скорректирован с учетом остатков ранее закупленной продукции.

Существуют ли альтернативные возможности удовлетворения данной потребности заказчика, если да, то какова ориентировочная стоимость альтернативного варианта и каковы причины отказ от него?

Этап III. Определить стратегию закупок на основе изучения соответствующего рынка: выбрать оптимальные способы осуществления выбора поставщиков с учетом ранее проведенного анализа; определить объем закупок, подлежащих закупке у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Этап IV. Определить, какие закупки планируются в упрощенном порядке

Целесообразно заранее выяснить, закупки каких товаров (работ, услуг) планируются в таком порядке. В отношении них не нужно определять код объекта закупки для формирования идентификационного кода 25 26 и отражать в плане каждый товар (работу, услугу) отдельно.

Обобщенная информация о них указывается одной строкой по каждому коду вида расходов в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из следующих объектов закупки:

  • а) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (п. 7 ч. 2 ст. 83);
  • б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. р. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. р. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
  • г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93), а также связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • 25 Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).
  • д) преподавательские услуги, а также услуг экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93);
  • е) услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо-и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов (п. 23 ч. 1 ст. 93);
  • ж) работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (п. 42 ч. 1 ст. 93);
  • з) услуги по предоставлению права доступа к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 44 ч. 1 ст. 93).

По закупкам, перечисленным выше (информация о которых включается в план закупок одной строкой), не указывается:

  • - наименование объекта и (или) объектов закупки - вместо него указывается положение Федерального закона, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - сведения об обязательном общественном обсуждении закупки («да» или «нет») в соответствии со ст. 20 Федерального закона;
  • - дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений.

Этап V. Присвоить закупкам идентификационные коды

Для каждой закупки в плане нужно указать идентификационный код. Такой код формируется из следующих элементов:

(год закупки) + (идентификационный код заказчика) + (номер закупки) + («000») + (код объекта закупки) + (код вида расходов)

Номер закупки состоит из четырех знаков. Значение от 0001 до 9999 присваивается в порядке возрастания в пределах года закупки. Следовательно, нумерация закупок каждого следующего года начинается с 0001.

Например, десятая закупка, запланированная на 2017 г., и десятая закупка 2018 г. будут иметь один и тот же номер - 0010.

Этап VI. Обосновать закупки

Обоснование составляется по утвержденной форме, которая прилагается к плану закупок и представляет собой таблицу из 7 столбцов.

  • 1 столбец - номер объекта закупки;
  • 2 столбец - идентификационный код закупки;
  • 3 столбец - наименование объекта закупки;
  • 4 и 5 столбец - цель закупки (в 4-м указывается наименование государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы, а в 5-м - наименование мероприятия государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации);
  • 6 столбец - обоснование соответствия закупки выбранной цели;
  • 7 столбец - правовые акты в сфере нормирования закупок, устанавливающие требования в отношении объекта закупки (требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных заказчиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084) или правовые акты, устанавливающие требования к приобретаемым товарам (работам, услугам) (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ)).

Сведения о некоторых товарах, работах, услугах в нее не вносятся - это закупки у единственного поставщика на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (данные о них в плане закупок приводятся обобщенно: конкретные наименования товаров (работ, услуг) не указываются).

Этап VII. Заполнить форму плана закупок

Этап VIII. Представить план главному распорядителю средств бюджета (учредителю)

План закупок представляется главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации (далее - главные распорядители) в установленные ими сроки; корректируется при необходимости по согласованию с главными распорядителями планы закупок в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; утверждают после уточнения и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерациив в срок, установленный п. 2 Правил, сформированные планы закупок и уведомляют об этом главного распорядителя.

Этап IX. Утвердить план закупок

Планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней (должен подписать (утвердить) руководитель организации либо иное уполномоченное лицо) после доведения до соответствующего государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Этап X. Разместить план закупок в ЕИС

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).

Порядок размещения плана закупок описан в Руководстве пользователя по 44-ФЗ, которое находится на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru, раздел «Документы», подраздел «Обучающие материалы»).

Этап XI. Мониторинг хода осуществления закупок и корректировка плана в случае возникновения производственной необходимости либо непредвиденных обстоятельств

Для внесения изменений необходимо сформировать заявку (издать приказ) на внесение изменений в план, после чего можно изменить электронную версию плана закупок и разместить ее в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений (сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются). В заявке (приказе) указывается правовое основание внесения изменений и их содержание.

В 2016 г. после 30 сентября получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг не допускается (за исключением поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также закупок товаров, работ, услуг федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду) .

Исключением также являются закупки товаров, работ и услуг в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства Российской Федерации, устанавливающими возможность принятия указанных обязательств после 30 сентября 2016 г.

Получатели средств федерального бюджета до 5 октября 2016 г. представляют в территориальные органы Федерального казначейства информацию:

  • - о планируемых закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до 30 сентября 2016 г.;
  • -об общей сумме закупок товаров, работ, услуг, которые планируется осуществить у единственного поставщика в соответствии с п. п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ после 30 сентября 2016 г. согласно информации, включенной в план-график закупок;
  • - о закупках товаров, работ, услуг в размере, не превышающем 10 % суммы не использованных по состоянию на 30 сентября 2016 г. лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Территориальные органы Федерального казначейства на основании информации, предоставленной им, в порядке и в сроки, которые установлены Министерством финансов РФ, осуществляют отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 № 1456 (с изм. и доп.от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на2016 г.» и письмо Минфина России и Федерального казначейства от 15.08.2016 № 09-02-08 /47631, 07-04-05/03-628 «О разъяснении отдельных положений ПП РФ № 1456» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).