Своевременность совершения определенных действий участниками конкретной госзакупки во многом определяет как судьбу самой закупки, так и ее результат. Поэтому пунктуальность в этом вопросе является совсем даже не лишней.

Не секрет, что зачастую несоблюдение сроков становится основной преградой на пути к участию или победе в конкурсной процедуре по госзакупкам. Как ориентироваться в сроках при опубликовании заказчиком извещения в выходные или праздничные дни, чтобы не опоздать с заявкой? Стоит ли поставщику (исполнителю, подрядчику) опускать руки при несоблюдении сроков выполнения некоторых обязательств, закрепленных в контракте? Об этом сегодня пойдет речь.

Есть ли особенности размещения извещений и подачи заявок на участие в электронном аукционе в выходные и праздничные дни?

Законодательно нет запрета на опубликование извещений и рассмотрение первых частей заявок на электронном аукционе в выходные и праздничные дни в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так ли это, исходя из сложившейся практики? Не находят ли контролирующие органы нарушений, например, в размещении извещений в новогодние каникулы со сроком подачи заявок до 12 января 2015 года?

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик размещает в Единой информационной системе (до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте) извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае же если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., - не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Приведенные нормы не указывают, что срок подачи заявок на участие в аукционе исчисляется в рабочих днях. Также следует заметить, что правила Закона № 44-ФЗ для большинства случаев не предусматривают порядок, в соответствии с которым исчисляются установленные этим Законом сроки (в календарных днях или в рабочих). Однако в отдельных случаях нормы Закона № 44-ФЗ содержат специальное указание на то, что в тот или иной срок включаются рабочие дни (например, ч. 11 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч. 4-6 ст. 37, ч. 6 ст. 44). Исходя из этого, можно прийти к следующему выводу, что в случаях, когда такое указание отсутствует, срок совершения соответствующего действия должен исчисляться в календарных днях.

Таким образом, законодательство действительно не содержит прямого запрета на включение в срок подачи заявок на участие в аукционе выходных и нерабочих праздничных дней. Однако в этом случае необходимо учитывать, что Закон № 44-ФЗ не содержит специальных правил исчисления сроков, а поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается и на положениях ГК РФ, то к порядку исчисления сроков, установленных этим федеральным законом, должны применяться правила этого кодекса. Отметим, что аналогичного мнения придерживаются и представители ФАС России (см., например, решение ФАС России от 25.06.2014 № К-982/14). В этом плане интересен следующий материал: «Вопрос: Как правильно исчисляется срок, в течение которого заказчик обязан разместить извещение о проведении запроса котировок в Единой информационной системе?» (Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере. 2014. № 4 (июль - август).

В ГК РФ правила исчисления сроков установлены гл. 11 (ст. 190-194). В частности, при установлении срока подачи заявок на участие в аукционе необходимо принимать во внимание правило ст. 193 ГК РФ, согласно которому, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В 2015 году первым рабочим днем является 12 января (ст. 11, 112 Трудового кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 27.08.2014 № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»).

С учетом изложенного представляется, что заказчик не лишен права в период с 1 по 11 января 2015 года (то есть в нерабочие дни) разместить на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона. Однако в этом случае дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (и, как следствие, дата окончания срока рассмотрения таких заявок) не может быть установлена ранее 12 января 2015 года. Причем, если последним днем срока подачи заявок является 12 января, заказчик должен обеспечить возможность заинтересованным лицам подать заявки на участие в аукционе в течение этого рабочего дня. Следовательно, определенное документацией об аукционе время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе не может быть установлено таким образом, чтобы участники закупки не имели реальной возможности подать заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К аналогичным выводам контролирующие органы и суды приходили и по вопросам применения правил ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014. В соответствии с этим законом определялся срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (здесь также отсутствовало указание на его исчисление в рабочих днях).

Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 10.06.2014 №Ф10-1371/14 отметила, что законодателем не определено, что дни, включаемые в срок подачи заявок на участие в таком аукционе, должны быть рабочими. Оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством. С учетом этого суд отметил, что включение в срок подачи заявки на участие в аукционе нерабочих дней (1-5 мая) само по себе не может являться единственным и безусловным основанием для признания заказчика нарушившим положения Закона № 94-ФЗ. Это следует из того, что в выходные и праздничные дни в период с 1 по 6 мая 2013 года электронные площадки работали круглосуточно без выходных в автоматическом режиме.

Выводы о том, что срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме может состоять преимущественно из нерабочих дней, можно обнаружить и в материалах правоприменительной практики территориальных органов ФАС России. В них содержатся результаты рассмотрения жалоб участников размещения заказов (см., например, решение Тамбовского УФАС России от 21.05.2013 по делу № РЗ-91-108/13 о нарушении законодательства о размещении заказов, решение Чувашского УФАС России от 15.01.2010 № 3-К-2010).

Вместе с тем, как отмечалось в практике судов и контролирующих органов, устанавливаемые заказчиком дата и время окончания срока подачи заявок на участие в торгах не должны приходиться на нерабочее время. Такое установление срока не обеспечивает участникам размещения заказа реальную возможность подачи заявок (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2012 № Ф08-8504/11, решение Московского областного УФАС России от 20.01.2011 «По делу № 07-24-670/10 о нарушении законодательства о размещении заказов»).

Может ли поставщик, при согласии на это заказчика, по истечении срока договора, заключенного по Закону № 223-ФЗ, не продлевая его, представить заказчику не представленные в установленные по договору сроки результаты проведения оценки уязвимости транспортных средств?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 28 мая 2014 года после проведения закупки способом запроса котировок организацией был заключен договор на проведение оценки уязвимости транспортных средств организации (11 групп идентичных транспортных средств и 3 одиночных транспортных средства). Однако до конца срока действия договора (31.12.2014) результаты проведенной оценки уязвимости, которые должны быть утверждены Федеральным дорожным агентством, организации не были представлены.

Только 16 февраля 2015 года утвержденные 29 января 2015 года Росавтодором результаты оценки уязвимости транспортных средств были получены от регионального центра информационной безопасности вместе с актами оказанных услуг и счетом на оплату в сумме 250 тыс. руб. по договору. Мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг был вынесен 20 февраля 2015 года на основании того, что срок действия договора истек 31 декабря 2014 года и не был продлен, а результаты проведенной оценки уязвимости транспортных средств были возвращены региональному Центру информационной безопасности.

Организацией 17 марта 2015 года было направлено письмо в Росавтодор с просьбой разъяснить, могут ли быть повторно утверждены результаты оценки уязвимости транспортных средств, если организация заключит договор на проведение оценки уязвимости транспортных средств с другой специализированной (аккредитованной) организацией.

Ответ из Росавтодора был получен 2 июля 2015 года. В нем разъяснялось, что в существующих законодательных и нормативных правовых актах отсутствует норма, позволяющая компетентному органу в области обеспечения транспортной безопасности рассматривать и утверждать оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, по которым ранее проведена оценка уязвимости и результаты утверждены.

Для дальнейшего исполнения требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», то есть разработки и утверждения Планов обеспечения транспортной безопасности и их реализации в отношении тех транспортных средств организации, на которые проведена оценка уязвимости и результаты ее утверждены в Росавтодоре, необходимо получить от регионального Центра информационной безопасности результаты оценки уязвимости транспортных средств, которые они утвердили в Росавтодоре 29.01.2015.

Возможно ли в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц принять у исполнителя результат оценки уязвимости транспортных средств без продления срока действия договора (спора по поводу качества оказанных услуг между сторонами не имеется, интерес к принятию результата услуг заказчик не утратил)?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого Закона (заказчиками). Из Закона № 223-ФЗ (ч. 1 ст. 1; ч. 2, 3, 5 ст. 3; п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10, ч. 19 ст. 4; ч. 1 ст. 4.1) следует, что в контексте норм этого федерального закона под закупкой понимается последовательность действий заказчика, связанных с выбором и осуществлением способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), когда она завершается заключением гражданско-правового договора, направленного на приобретение товаров, работ, услуг для нужд заказчика. Порядок исполнения обязательств по такому договору Закон № 223-ФЗ не регулирует, он лишь указывает на необходимость отражения в Единой информационной системе изменения условий договора, результатов его исполнения и т.д. (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ). К отношениям же, возникающим в связи с исполнением договоров, заключенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, должны применяться правила ГК РФ (см. также ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Статьей 425 ГК РФ установлено соотношение срока действия договора и срока действия возникших из него обязательств. Согласно п. 3 этой статьи, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Закон № 223-ФЗ не указывает на прекращение обязательств по договору, заключенному в соответствии с этим федеральным законом, по окончании срока действия договора.

Поэтому, если в рассматриваемой ситуации договор не предусматривает, что обязательства сторон прекращаются в связи с окончанием срока его действия, договор признается действующим и обязанность исполнителя оказать заказчику услуги по оценке уязвимости транспортных средств с передачей соответствующего результата не прекращается. При этом в силу п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708, ст. 783 ГК РФ заказчик вправе отказаться от принятия исполненного по договору и потребовать возмещения убытков, если вследствие просрочки в передаче результата оценки уязвимости транспортных средств эта услуга утратила для него интерес.

Вместе с тем обратим внимание, что, согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Поэтому заказчик не обязан отказываться от принятия исполнения по договору (результата оценки уязвимости транспортных средств) в связи с просрочкой со стороны исполнителя, а лишь имеет при определенных обстоятельствах право это сделать. Результат услуг может быть принят и за пределами срока, в течение которого эти услуги должны быть оказаны, при этом просрочка исполнения может вызвать определенные негативные последствия для исполнителя, в частности, применение неустойки (ст. 330 ГК РФ). Однако ни из ГК РФ, ни из Закона № 223-ФЗ не следует, что в случае несоблюдения подрядчиком (исполнителем) конечного срока выполнения работ (оказания услуг) стороны могут оформить приемку-передачу результатов работ (услуг) лишь при условии продления срока действия договора.

Если же в приведенной ситуации договором предусмотрено, что по истечении срока его действия обязательства сторон по нему прекращаются, договор считается прекратившимся 31 декабря 2014 года и внесение в него каких-либо изменений (в том числе продление срока его действия) невозможно. При таких обстоятельствах заказчику следует осуществить новую закупку услуг по оценке уязвимости транспортных средств. Если это позволяет положение о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), соответствующие услуги могут быть приобретены у того же исполнителя без применения конкурентных процедур определения контрагента.

Электронный аукцион достаточно сложный способ закупки, который предусматривает совершение заказчиком ряда последовательных действий в установленный Законом № 44-ФЗ срок. В статье расскажем о каждом этапе электронного аукциона и о сроках проведения.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьём процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

1. Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации.

Для того, чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, при НМЦК более 3 млн руб. - не менее чем за 15 дней .

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днём размещения извещения и днём окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом, если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

3. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию.

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 7 дней , а при НМЦК более 3 млн руб. - не менее 15 дней . При необходимости срок подачи заявок продлевается.

4. Отказ от проведения электронного аукциона.

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Не позднее 1 рабочего дня , следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в срок, установленный в извещении и документации об аукционе, который не может превышать 7 календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

6. Определение победителя электронного аукциона.

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут . Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение ещё 10 минут каждый участник может подать ещё одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

7. Рассмотрение вторых частей заявокна участие в электронном аукционе.

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее 1 рабочего дня , следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включёнными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Стоит учесть, что если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях статьи 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем Вам пользоваться нижеприведённой таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., - не менее чем за 7 дней Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. - не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
3. Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
4. Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
5. Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
6. Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений - 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
7. Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
8. Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии - не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Если НМЦК менее и равна 3 млн руб, то минимальное время заключения контракта 21 день.

Если НМЦК более 3 млн руб, то минимальное время заключения контракта 29 дней.

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Тут срок аукциона по 44-ФЗ варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 3 млн. руб., то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма 3 млн. руб. и меньше — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. На это у заказчика есть время, но не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок . И если изменения будут внесены, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней с даты внесения изменений в случае НМЦК больше 3 000 000 руб., и до 7 дней с даты внесения изменений, если цена контракта меньше или равна 3 000 000 руб.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения закупок в электронной форме, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет не более 7 дней после окончания срока подачи. Согласно изменениям вступившим в силу с 1 июля 2018 года, если НМЦК менее или равна 3 млн руб, то срок рассмотрения 1 части не должен превышать 1 рабочий день . В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы прошли два дня (суббота и воскресенье), а рабочий день, следующий после этих двух дней - понедельник.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. С даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, в течение 5 календарных дней заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то три дня дается заказчику на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней , после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14 . Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 10 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента опеределения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Сроки проведения электронного аукциона — таблица

Обо всех сроках и особенностях каждого этапа электронного аукциона Вы можете узнать в нашем обучающем курсе "Госзаказ " . Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Если вы не можете позволить себе тратить время на изучение и дальнейшее контролирование изменений в законодательстве, то обратитесь в компанию РусТендер, наши тендерные специалисты всегда в курсе последних изменений и норм закона 44-ФЗ, они быстро и полно ответят на все возникшие у вас вопросы, касаемо участия в торгах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

1. В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

2. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

3. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

6. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.